Анализ прогаммы «Основы здоровья семьи»

Педагогика как наука » Подготовка старшеклассников к семейной жизни » Анализ прогаммы «Основы здоровья семьи»

Страница 1

Целью программы является «формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни с установкой на нравственное поведение, ценность семьи, ответственное материнство и отцовство». Разработка программы основывалась на результатах анкетирования школьников по выявлению их базовых знаний. Проведенное исследование показало несоответствие между самооценкой учащихся и их представлением об изменениях, происходящих в подростковом периоде, анатомии и физиологии репродуктивной системы мужчины и женщины, гигиены пола, контрацепции и здорового образа жизни, психологии взаимоотношений полов. С учетом полученной информации в программу включены не только «элементарные медицинские и гигиенические сведения, но и исторические, психологические, религиозные и юридические аспекты семейно- брачных и половых взаимоотношений, а также сведения, расширяющие кругозор по вопросам здоровья и здорового образа жизни». В итоге школьники и студенты, прошедшие обучение, становятся волонтерами - носителями полученных специальных знаний в своей молодежной среде. Данная программа рассчитана на 2 года обучения (68 часов) и предусматривает дублирование тем. Разбор одной и той же темы происходит по разному на 1-м и 2-м году обучения. Так, тема «Аборт» в 10 классе предусматривает обсуждение только «медицинских аспектов, влияние на здоровье, осложнения», а в 11 классе разбираются «вопросы законодательства, психологические проблемы, связанные с абортом, а так же аборт с позиции не рожденного ребенка». Например, при недостаточных знаниях по контрацепции можно увеличить время на обсуждение этой темы. Неизменным остается последовательность изложения тем, поскольку при переходе от одной темы к другой учащиеся усваивают терминологию и основные понятия, а также происходит постепенное осмысление обсуждаемых жизненных ситуаций. Занятия всех разделов предусматривают форму диалога, основанного на уважении к мнению подростков, на доверии, терпимости и заинтересованности. Теоретически авторитарный тон недопустим, хотя на практике нередко практикуется. Оценка знаний учащихся проводится по программированному контролю, самостоятельным работам. Данная программа имеет много общего с программой «Основы здорового образа жизни».

Анализ текстов программ «Основы здорового образа жизни», «Основы здоровья семьи» и «Маленькая мама» позволил выделить ряд утверждений, которые не вписываются в современный научный дискурс, выявляет лежащие в их основе стереотипы, направленные на спекуляцию социальной ролью женщины-матери, ограничение сексуальной свободы, противоречащие современным установкам на эгалитарные принципы, достоинство личности, самоопределение и автономию индивида в сфере репродукции и сексуальности. Таким образом, происходит трансляция и закрепление гендерной асимметрии как нормы.

Как мы видим, и в представленных программах применяются «запрещенные» педагогические и психологические методы, представленные в учебнике «Основы современной сексологии»: использование примитивных лозунгов и тактики запугивания; отсутствие информации о контрацепции и постоянные напоминания о невозможности обезопасить себя от нежелательной беременности; подчеркивание негативных последствий сексуальной активности и подмена фактов тенденциозными мнениями путем предоставления весьма односторонней информации о таких противоречивых проблемах как аборты, использование презервативов и обучение методам контрацепции; дезинформация и неточности в изложении медицинских аспектов абортов, венерических заболеваний и сексуальных реакций человека; отсутствие обсуждений гомогендерной сексуальной ориентации или осуждение подобной ориентации как «нездорового» выбора; сосредоточение внимания на традиционных стереотипных представлениях о мужских и женских половых ролях; игнорирование сексуальности инвалидов и людей с различными отклонениями, а также культурных и экономических различий между людьми; религиозная тенденциозность, которая выражается в пропаганде определенной системы ценностей, касающихся сексуальности; недостаток информации о различных вариантах структуры семей наряду с изображением нетрадиционной семьи как неблагополучной; воспитание без участия родителей и распространение воспитательных программ с указанием фальсифицированных данных с целью произвести впечатление высокой эффективности этих курсов.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Понятие любви к ребёнку и её значимости в воспитательном процессе в произведении «Как любить ребёнка»
Трудно проводить анализ произведений Януша Корчака, будучи зажатым в рамки требований написания исследовательской работы. Трудно потому, что тот, кто прочёл хотя бы несколько работ этого особенного автора, не мог не заразиться его вольномыслием, его детской непосредственностью при выражении своих идей. Сразу ...

Особенности старшего школьного возраста и их учет в организации классного коллектива
Одним из условий обеспечивающих эффективность педагогического управления развитием коллектива старшеклассников является учет педагогом возрастных особенностей учащихся. Старший школьный возраст (ранняя юность) охватывает период развития детей от 15 до 17 лет. К концу этого этапа завершается характерный для п ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru