Подготовка старшеклассников к семейной жизни

Педагогика как наука » Подготовка старшеклассников к семейной жизни

Современные условия развития общества определяют новое видение роли подготовки к семейной жизни в становлении личности учащихся старших классов, в решении их профессиональных, социальных, экономических и личностных проблем, так как подготовка к семейной жизни - система, выполняющая адаптивную и воспитательную функции между социумом и человеком. Роль школы и семьи в подготовке старшеклассников к семейной жизни приобретает особую значимость. Семья является уникальным носителем, транслятором политического, социального опыта и традиций народа, в которых заложен богатый нравственно-этический потенциал. В педагогической культуре всех народов подготовка подрастающего поколения к семейной жизни занимает ведущее место.

Семья является объектом исследования различных наук: философии, р социологии, психологии, педагогики, истории, этнографии и др.

В своем исследовании мы опирались на работу многих педагогов в области формирования личности старшеклассников. Ими исследуются различные аспекты формирования личности в подростковом и юношеском возрасте, воспитания общественной направленности школьников (Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, А.В. Зосимовский, И.С. Кон, И.С. Марьенко, Н.И. Монахов, Г.Н. Филонов и др.), проблемы формирования самостоятельности и потребности в общественно полезной деятельности (К.Д. Радина, Д.И. Фельдштейн ).

Социологи А.И. Антонов, Э.К. Васильева, СВ. Дармодёхин, А.Г. Харчев и др. выявили основные тенденции развития института семьи в современных условиях и определили перспективы его развития в будущем. В этом же направлении ведется разработка проблемы в трудах зарубежных исследователей Р. Зидера (Германия), Н. Смелзера (США) и др.

На важность подготовки старшеклассников к семейной жизни указывали классики отечественной педагогики А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. Цель и задачи подготовки к семейной жизни они видели, прежде всего, в совершенствовании нравственной культуры старшеклассников, в воспитании ответственного отношения к материнству и отцовству.

Этико-философское осмысление проблемы сущности нравственной культуры личности всегда находится в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей, стремящихся выявить социокультурную специфику нового времени и пространственно-временные инварианты морали (Л.М. Архангельский, С.Ф. Анисимов, Л. Колберг, А.Н. Титаренко, М.С. Каган, В. Франкл, Э. Фромм и др.).

Педагогические аспекты рассматриваемой проблемы содержатся также в работах И.В. Бестужева-Лады, И.В. Гребенникова, Т.А. Куликовой, С.Н. Токаревой и др. Они определили содержание, формы и методы подготовки старшеклассников к семейной жизни в современных условиях.

Психологические, медицинские, гигиенические вопросы воспитания семьянина отражены в работах М.С. Кагана, И.С. Кона, А.Г. Харчева, А.Г. Хрипковой и др. Важную роль в подготовке старшеклассников к семейной жизни имеют работы этнопсихологов С.Д. Дерябо, B.C. Кукушкина, B.C. Мухиной, А.П. Оконешниковой, В.А. Левина и др.

Подростковый период характеризуется активным становлением личности учащегося, его самоопределением и прогнозированием собственной социальной активности, планированием своего будущего, формированием собственных представлений о мире, семье и о себе самом.

Актуальность и востребованность данной проблемы определяются следующими противоречиями между:

- потребностью общества в социально компетентных молодых людях, готовых к семейной жизни и недостаточным уровнем их социально-психологической подготовки в системе школьного образования;

- объективными потребностями молодых людей в подготовке к семейной жизни и недостаточным уровнем их социально-психологической готовности в школе к проблеме создания благополучной собственной семьи;

уровнем развития теории и практики создания условий, обеспечивающих успешность подготовки к семейной жизни старшеклассников, и степенью освоенности данного направления в содержании предметной области знаний средствами этнопедагогики.

Для преодоления имеющихся противоречий и решения проблемы усиления социального образования предлагается средство в виде создания системы действенной подготовки к семейной жизни старшеклассников, которая будет способствовать формированию личности будущих родителей.

Вышесказанное определило тему исследования: «Проблемы подготовки старшеклассников к семейной жизни».

Объект исследования: процесс подготовки старшеклассников к семейной жизни.

Предмет исследования: теоретические основы и педагогические условия подготовки старшеклассников к семейной жизни.

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть теоретико-методологические основы подготовки старшеклассников к семейной жизни и обосновать педагогические условия ее осуществления.

В основу положена гипотеза: процесс подготовки старшеклассников к семейной жизни может быть наиболее эффективным, если:

- обосновать инновационные подходы к организации процесса подготовки старшеклассников к семейной жизни: принципы, идеи, технологии;

- реализовать педагогические условия, способствующие подготовке к семейной жизни (интеграция современных образовательных технологий с традициями, средствами, формами и методами народной педагогики; использование активных форм, методов обучения и воспитания (тренингов, групповых дискуссий, ролевых и имитационных игр, секретных почт и т.д.); взаимодействие школы, семьи и общественности, направленное на повышение этнопедагогической культуры родителей, укрепление семьи и родственных связей, пропаганду здорового образа жизни);

- осуществлять диагностику личностного продвижения в процессе подготовки старшеклассников к семейной жизни.

В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие задачи работы:

1) Обосновать совокупность исходных положений, образующих теоретико-методологические основы процесса подготовки старшеклассников к семейной жизни.

2) Выявить и экспериментальным путем проверить эффективные формы и методы подготовки старшеклассников к семейной жизни.

3) Сконструировать модель подготовки старшеклассников к семейной жизни.

4) Определить критерии, показатели и уровни подготовленности старшеклассников к семейной жизни.

5) Разработать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий подготовки старшеклассников к семейной жизни.

Методологической основой являются положения материалистической философии о взаимообусловленности и взаимосвязи общественной и семейной жизни; гармонии национального, межнационального и общечеловеческого; о диалектическом единстве форм и содержания; теории и практики развития личности; современные философские, педагогические, психологические концепции образовательных систем.

Методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы; изучение реально складывающегося опыта через анкетирование, наблюдение, беседу, интервьюирование, тестирование; теоретическая, и методическая интерпретация педагогического эксперимента: анализ собственного опыта с учащимися: математическая и статистическая обработка результатов исследования.


Другие статьи:

Мышление подростка
Для подростка все большее значение начинает приобретать теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире - в системе исторически обусловленной реальности человеческого существования. Он психологически погружен в реальности предметного мира, образно- ...

Причины изменения и колебания русского ударения
Разноместность и позиционность русского ударения не только устраняет монотонность речи, способствуя ее ритмической организованности, но и является важным различительным средством. Для соблюдения норм эти свойства ударения обычно не доставляют значительных хлопот человеку, усвоившему русский язык с детства. И ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru