Методы и формы подготовки школьников к профессиональному самоопределению

Педагогика как наука » Профессиональное самоопределение школьников » Методы и формы подготовки школьников к профессиональному самоопределению

Страница 3

В качестве примера современной программы профориентационной работы с учащимися можно привести программу авторского коллектива под руководством С. Н.Чистяковой «Твоя профессиональная карьера». В данной программе вместе с теоретическим (общеориентирующим, просветительским) материалом используются различные активизирующие методы (профориентационные викторины, игры, кроссворды, дискуссии). При этом органично сочетаются традиционные формы работы (даже с элементом фольклора в виде пословиц, посвященных труду и выбору профессии) и новые, экспериментальные направления профориентационной помощи.

Интересный опыт профориентационной работы накапливается в регионах России. Например, в работе А. В. Мордовской «Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников» описывается опыт профориентационной работы с учетом этнонациональных особенностей народов, проживающих в Саха (Якутия). Предлагаемая автором программа профориентационной работы опирается на определенные национальные традиции и строится с учетом особенностей трудовой деятельности в условиях этого непростого Восточно-Сибирского региона.

Невнимание нынешних властей к профориентации провоцирует искать иные подходы в оказании помощи самоопределяющимся людям.

В целом приходится констатировать тот факт, что отечественный опыт в необходимой мере пока еще не изучен.

Предпрофильная подготовка, в первую очередь, призвана облегчить школьнику выбор дальнейшего направления в учебе. Но поскольку проводится она в девятом классе, после которого многие школьники продолжают обучение в учреждениях профессионального образования, ощущается необходимость не только в профильной, но в профессиональной ориентации. Определение профессионального пути не менее актуально и для учеников, которые собираются продолжать обучение в десятом классе. Ведь при выборе направления учебы и предметов, которые школьник будет изучать, неизбежно встает вопрос не только о склонностях и способностях учащегося, но и о целесообразности прохождения того или иного курса.

Есть и еще одна причина заниматься со школьниками профориентацией. Профильное обучение должно, с одной стороны, способствовать становлению индивидуального образовательного сценария, но с другой — может ограничивать образовательное пространство для детей с разнообразными интересами. У многих одаренных детей способности проявляются в самых различных областях - в математике и литературе или в музыке, например. Профильность может сузить рамки обучения школьника, оставив вне внимания важные для него области. Проведение профориентационной работы должно помочь избежать таких ошибок.

Другая проблема заключается в том, какая помощь в ориентации нужна самим школьникам, какие жизненные ценности и идеалы существуют у молодежи. В исследовании С.Новиковой («Директор школы» № 8, 2005) показано, что подавляющее большинство школьников как главную жизненную ценность называют материальное благосостояние. И только на пятом месте в рейтинге находится достижение успехов в профессиональной сфере. Соответственно расставлены приоритеты и в мотивах выбора будущей профессии: вначале идет высокая заработная плата, престижность и перспективность профессии и только в конце (3 % от опрошенных) - самореализация в профессии. Но это не значит, что в будущем их удовлетворит лишь внешний аспект ценностных ориентации и не заинтересует возможность самосовершенствоваться, применять свой творческий потенциал, получать удовлетворение от работы.

Многие учителя, особенно живущие в небольших городах и поселках, считают, что при настоящем положении на рынке труда профориентация не нужна. Они считают, что выпускник школы должен думать только о том, как трудоустроиться.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru