Методы и формы подготовки школьников к профессиональному самоопределению

Педагогика как наука » Профессиональное самоопределение школьников » Методы и формы подготовки школьников к профессиональному самоопределению

Страница 1

В настоящее время в профориентации можно выделить четыре группы методов: 1) информационно-справочные, просветительские; 2) профессиональной психодиагностики; 3) моральной помощи в конкретном выборе и принятии решения.

К первой группе относятся, во-первых, профессиограммы, или краткие описания профессий. Нетрадиционные профессиограммы с трудом воспринимаются школьниками, поэтому надо давать более компактные и понятные описания. Во-вторых, справочная литература. Она необходима в том случае, если помещенная в ней информация достоверна.

Далее, информационно-поисковые системы (ИПС), оптимизирующие поиск профессий, учебных заведений, рабочих мест. Существуют «ручные» (карточные, бланковые, картотеки) и компьютеризованные (электронные банки информации) варианты ИПС. Последние наиболее перспективны, но для них нужны программисты и контакты с заинтересованными организациями и предприятиями. Такая заинтересованность встречается не часто.

Профессиональная реклама и агитации - оперативная и привлекательная для школьников. Экскурсии на предприятия и в учебные заведения. Для этого необходимо заблаговременно подобрать квалифицированных специалистов и подготовить их для такой работы с подростками.

Встречи со специалистами. Познавательные лекции о путях решения проблем самоопределения. Профориентационные уроки - как система занятий, а не отдельные мероприятия. Учебные фильмы и видеофильмы.

Средства массовой информации (СМИ). Используя их, надо обязательно учитывать их специфику. Телепередачи рассчитаны на динамичность изложения вопроса. Одна из главных задач для их авторов - произвести впечатление на любую аудиторию. Объем информации о профессии урезан. Присутствуют разного рода редакторские правки и цензурные купюры.

Ярмарки профессий (и их модификации) уже давно показали свою профориентационную эффективность. На ярмарках посетители встречаются с представителями различных фирм и предприятий, и 40 % из них делают здесь свой важный выбор.

Вторая группа - помощь в самопознании. Сюда относятся закрытые беседы-интервью по строго обозначенным вопросам. Открытые беседы-интервью, в ходе которых можно немного отвлечься от заранее заготовленных вопросов. Опытные профконсультанты считают, что такие беседы дают о клиенте информации больше, чем традиционное тестирование.

Опросники профессиональной мотивации. Работу с ними специалисты ценят выше, чем определение способностей к профессии. Это касается тех случаев, когда люди выбирают массовые профессии, «пригодные для большинства». Опросники профессиональных способностей. Они требуют очень избирательного использования и специальной подготовки профконсультанта для интерпретации результатов. Эти опросники оправдывают себя применительно к профессиям с особыми условиями труда. А для большинства профессий «профпригодность формируется в самой трудовой деятельности».

Личностные опросники - работать с ними могут только те профконсультанты, которые понимают ограниченность этой методики. По-настоящему личность нельзя «просчитать», с этим связана масса проблем. Истинно личностный тест - это поступок человека в ответственные моменты жизни. В обыденном, «усредненном» режиме жизни сделать это очень трудно.

Проективные личностные тесты - для их проведения необходима специальная подготовка и специальная стажировка профконсультанта. Метод наблюдения — это один из основных научно-практических видов работы психолога. Он эффективен лишь в том случае, если четко определены объект, параметры и способы наблюдения, фиксации, интерпретации результатов. Сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, родителей, товарищей, педагогов, врачей и т. д. Опрос должен быть тактичным. Психофизиологическое обследование - для того, кто выбирает профессию с особыми условиями труда.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Игровые мотивы и организация игр
Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации. 1.Мотивы общения : -учащиеся, совместно решая учебные задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей. -При решении коллективных задач используются различные возможности учащих ...

Оценка значимости разности между выборками с использованием U – критерия Манна-Уинтни
Определим, отличаются ли достоверно уровни усвоения понятий в контрольной и экспериментальной группах. Измерения проведены по шкале порядка. Для оценки значимости разности между выборками используем U – критерий Манна-Уинтни. Таблица 1 Распределение оценок усвоения понятий испытуемых экспериментальной и конт ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru