Назначения и характеристики учебных текстов разного типа

Страница 1

Я выделила следующие цели учебных текстов: передачу знаний, научить способам решения задач, помощь в подготовке к экзаменам, предоставление информации, развитие мышления. Остановимся подробнее на выделенных нами особенностях текста, соответствующих каждому назначению.

Цель передать знания: овладеть основами (или тонкостями) определенной области науки, ее понятиями и методами ставят учебники и учебные пособия (курсы лекций и т.п.).

В вузовских учебниках почти всегда логическое описание строения, схемы курса, связь с другими областями науки, указываются общие объекты и методы.

В школьных учебниках логическое строение текста задано не явно. Иногда показывается связь с другими науками.

Как в вузовских, так и в школьных учебниках, теоретическая часть начинается с введения понятий (возможно на примерах показать разрывы в имеющихся знаниях и необходимость введения новых понятий), редко встречается подход к утверждениям и формулам с помощью рассуждений, часто встречается просто доказательство. Часто в тексте встречаются примеры и упражнения, иллюстрирующие доказательство.

Научить способам решения задач по некоторой тематике, признаны сборники задач и упражнений. Они представляют уже известные способы и множество задач для упражнения и выработке навыков решения.

Чаще всего вузовские задачники представлены отдельной от учебника книгой. В вузовских задачниках иногда встречаются тексты, направленные на то, чтобы научить решать задачи, содержащие общие указания и рекомендации по решению задач, по поиску этих решений. Часто вначале каждого параграфа приведены необходимые определения и краткие (предполагается, что читатель уже знаком с материалом) теоретические сведения. Теоретическая часть состоит из определений и теорем (критериев, формул, принципов и т.п.); доказательства или рассуждения, результатом которого является теорема, не приводятся, за исключением случаев, когда в них содержится описание метода. Теоретический материал иллюстрирует большим количеством примеров, существует образец применения способа в подробном разборе решения некоторой типичной задачи. Однако иногда теоретической части не существует. Типы задач и методы их решения систематизированы. Значительную часть параграфа составляют задания, которые нацелены на усвоение понятий и отработку методов решения задач. Количество заданий (различной степени трудности) превышает необходимый минимум, для усвоения основного материала обеспечивая достаточно богатый выбор. Оговариваются условия и границы применения изложенных методов, их практическое применение.

Школьные задачники чаще всего входят в учебник и поэтому теоретическая часть, для этих задачников, содержится в учебнике. Но некоторые задачники существуют вне учебника, в них теоретическая часть отсутствует.

С ними схожи пособия, ставящие своей целью помощь в подготовке к экзаменам.

После кратких теоретических сведений дается набор наиболее распространенных задач из вариантов экзаменов. Для каждой задачи приводится неправильное и правильное решение, либо типичные ошибки указываются после описания метода.

Предоставление информации. Основное назначение справочника то, что в нем можно навести “моментальную” справку. Кроме того, он может служить для повторения ранее изученного материала. Справочники имеют целью собрать в одном издании сведения (из одной или разных областей науки) рассредоточенные по многим источникам.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Анализ практического опыта профилактики подростковой наркомании
Во многих странах неправительственным организациям отводится главная роль по распространению идей, которые должны свести к минимуму вред злоупотребления психотропными веществами. Самыми распространенными в мире программами первичной профилактики являются образовательные антинаркотические программы. Они доказ ...

Методы и приемы обучения правильному произношению звуков
Произношение звуков у детей дошкольного возраста зависит от работы их речедвигательного аппарата. Поэтому, формируя правильное звукопроизношение, необходимо постоянно упражнять отдельные органы речедвигательного аппарата, особенно мышцы губ, щек, языка; развивать подвижность челюсти. Педагогические приемы до ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru