Формирование географических представлений

Географические представления относятся к географически знаниям и образуют чувственную основу. Географические представления – это чувственно-наглядный образ, который в данный момент не воспринимается. Если понятие отражает сущность предмета и явления, то представление их внешнее проявление. Так, например, после просмотра саван Африки летом у школьников остается представление о том, как выглядят саванны; после просмотра саван зимой остается представление соответствующее ее внешнему виду и лишь после анализа двух слайдов, после выявления существенных признаков, связей субэкваториального леса формируется понятие саванны.

Представления не только чувственная основа понятий, они имеют и самостоятельное значение, как живые образы изучаемого мира. Лучшие условия доля формирования представлений – использование местного краеведческого материала. Многие объекты непосредственно на местности отсутствуют, не доступны наблюдениям, тогда представления формируются с помощью наглядных пособий: кинофильмов, фотографий, красочных картинок, объемных моделей.

Специфическим источником образования географических представлений служит пространственное расположение объекта. Если ученики умеют читать условные знаки, то с каждым из них связан соответствующий образ (ровная зеленая окраска на карте соответствует правильному представлению о равнине или низменности).

Географические представления могут быть образованны на основе устного рассказа учителя, чтения текста. Для этого нужно воображение и мышление (представление об армянском нагорье – на основе текста в учебнике: высота 1500-2000м, лавовое плато, обособленные хребты, жаркое сухое лето, растительность степи; на карте – географическое расположение армянского нагорья относительно горных хребтов горного Кавказа, граница Армении; картина, фотография «Армянское нагорье» – пересеченная безлесная равнина, котловина заполнена домами и садами, по краям безлесные невысокие горы). На основе всех этих представлений создается образ Армянского нагорья в сознании учащихся. Он связывается с отдельным местом на карте. Процессом восприятия руководит учитель.

методика планирование географический урок


Другие статьи:

Принципы интенсификации обучения
Для интенсификации обучения большое значение имеет повышение напряженности целей обучения, что требует от учеников активной работы, влияя на развитие мышления, волевой сферы и других способностей и свойств личности. В этом состоит специфика интенсивного подхода к целеполаганию. При осуществлении его на практ ...

Особенности проведения занятий при заболеваниях центральной и периферической нервной системы
При заболеваниях и травмах нервной системы в процессе занятий физическими упражнениями учитель должен учитывать такие особенности состояния организма, как: - повышенная ранимость нервной системы по отношению к физичес-ким (удары, сотрясения, растяжения, перезагибание) и психическим (умственным и эмоциональны ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru