Формирование географических представлений

Географические представления относятся к географически знаниям и образуют чувственную основу. Географические представления – это чувственно-наглядный образ, который в данный момент не воспринимается. Если понятие отражает сущность предмета и явления, то представление их внешнее проявление. Так, например, после просмотра саван Африки летом у школьников остается представление о том, как выглядят саванны; после просмотра саван зимой остается представление соответствующее ее внешнему виду и лишь после анализа двух слайдов, после выявления существенных признаков, связей субэкваториального леса формируется понятие саванны.

Представления не только чувственная основа понятий, они имеют и самостоятельное значение, как живые образы изучаемого мира. Лучшие условия доля формирования представлений – использование местного краеведческого материала. Многие объекты непосредственно на местности отсутствуют, не доступны наблюдениям, тогда представления формируются с помощью наглядных пособий: кинофильмов, фотографий, красочных картинок, объемных моделей.

Специфическим источником образования географических представлений служит пространственное расположение объекта. Если ученики умеют читать условные знаки, то с каждым из них связан соответствующий образ (ровная зеленая окраска на карте соответствует правильному представлению о равнине или низменности).

Географические представления могут быть образованны на основе устного рассказа учителя, чтения текста. Для этого нужно воображение и мышление (представление об армянском нагорье – на основе текста в учебнике: высота 1500-2000м, лавовое плато, обособленные хребты, жаркое сухое лето, растительность степи; на карте – географическое расположение армянского нагорья относительно горных хребтов горного Кавказа, граница Армении; картина, фотография «Армянское нагорье» – пересеченная безлесная равнина, котловина заполнена домами и садами, по краям безлесные невысокие горы). На основе всех этих представлений создается образ Армянского нагорья в сознании учащихся. Он связывается с отдельным местом на карте. Процессом восприятия руководит учитель.

методика планирование географический урок


Другие статьи:

Система педагогической работы, направленная на развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста
Цель формирующего этапа эксперимента – разработка и апробация системы работы по развитию чувства времени у детей старшего дошкольного возраста. Задачи формирующего эксперимента: Подобрать дидактические игры и игры-упражнения для развития различных видов времени (физического, психического, художественного); П ...

Применение микрокалькуляторов в начальных классах
Сегодня микрокалькулятор является одним из важнейших средств обучения. Многие авторы учебников активно включают работу с ними в содержание курса математики: Н.Б. Истомина, В.Н. Рудницкая, А.Л. Чекин, М.И. Моро и др. Однако очень часто и педагоги, и родители относятся к нему с большим недоверием. Аргумент дос ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru