Современное состояние проблемы развития зрительного восприятия при нарушениях зрения

Проблема исследования и компенсации нарушений зрительного восприятия детей-инвалидов по зрению чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере их медико-психолого-педагогической реабилитации.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в последние десятилетия во всех странах мира качественно и количественно изменился состав контингента детей с нарушениями зрения. В связи с изменением этиологии и клинических форм глазных заболеваний, постоянным совершенствованием лечебно-профилактических мероприятий уменьшилось число тотально слепых. За счет этого увеличилось количество глубоко слабовидящих (острота зрения 0,05–0,1) и частично видящих (острота зрения 0,01–0,04). Среди детей, которые относятся к социальной категории слепых, 77% имеют резидуальное зрение. Компенсация нарушений зрительного восприятия у этих детей может облегчить ориентировку в пространстве, учебно-воспитательный процесс, трудовую подготовку и интеграцию в общество зрячих.

Необходимость и возможности компенсации нарушений зрительного восприятия у детей с глубоко поврежденным зрением обоснованы в трудах офтальмологов, нейрофизиологов, психофизиологов, тифлопсихологов и тифлопедагогов. Во многих из этих исследований было установлено отрицательное влияние слепоты и слабовидения на развитие познавательных процессов, что существенно ограничивало естественную социализацию детей.

Зрительное восприятие – это формирование образов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на глаз. В современной науке не отождествляют понятия «восприятие» и «сенсорные процессы», которые не являются изначально восприятием, а становятся им (Б.Г. Ананьев, Дж. Гибсон и др.).

Зрительное восприятие – важнейший вид перцепции, играющий большую роль в психическом развитии ребенка, имеющий не только огромное информационное, но и операциональное значение. Оно участвует в обеспечении регуляции позы, удержания равновесия, ориентировки в пространстве, контроля поведения и т.д. Формирование зрительного восприятия является основой становления организации образных форм познания в школьном возрасте.

Наш многолетний опыт исследований детей с нарушениями зрения показал, что у них характеристики состояния зрительной системы и восприятия могут различаться в широких пределах. Это зависит от структуры и тяжести первичного сенсорного дефекта, длительности депривации, состояния центральной нервной системы (ЦНС), соотношения уровней интеллектуального и эмоционального развития, личностных качеств, степени педагогической запущенности.

У большинства детей, направляемых в специальные учреждения, наблюдаются тяжелые органические поражения нейрозрительного аппарата. Наряду с этим врожденное или возникшее на ранних стадиях онтогенеза глубокое нарушение зрения приводит к развитию сенсорно-перцептивной депривации, оказывающей отрицательное влияние на формирование познавательных процессов и личности ребенка. Взаимодействие органического фактора, связанного с первичным соматическим дефектом, и депривационного фактора определяет в каждом конкретном случае сложную клиническую картину заболевания зрительной системы, а также разнообразные отклонения от нормы свойств зрительного восприятия и других психических процессов.

В настоящее время в России недостаточно реализуются возможности предупреждения зрительной депривации в раннем онтогенезе и в дошкольном возрасте. Это обусловлено отсутствием методик, аппаратуры, специалистов и центров визуальной реабилитации для детей раннего возраста. В результате в специальные школы приходят дети с грубыми нарушениями зрительного восприятия и вторичными отклонениями в психическом развитии. В связи с этим имеется необходимость проведения специальной коррекционной работы, направленной на преодоление последствий депривации в дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения. Для научно обоснованного определения задач, содержания, объема и методов коррекционной работы требуются сведения о психологических особенностях восприятия при глубоких нарушениях зрения.

Многие исследования, характеризующие состояние зрительного восприятия и обосновывающие системный подход к решению проблемы компенсации его нарушений у детей со слабовидением, остаточным зрением, у глухих детей с низким зрением в дошкольном и младшем школьном возрасте.


Другие статьи:

Оформление и защита отчета по практике
По завершении преддипломной практики студенты в недельный срок представляют на выпускающую кафедру: • заполненный по всем разделам дневник практики, подписанный руководителями практики от кафедры и от предприятия; • отзыв руководителя практики от предприятия о работе студента в период практики с оценкой уров ...

Формирование географических понятий
Понятия – отражение в сознании человека существующих признаков, связей предметов, явлений, свойств – это основная единица знаний. Горная река – это вид по отношению к родовому понятию река. Умеренный климат – это видовое понятие к родовому понятию климат. Единичные понятия могут быть разных масштабов (Урал-п ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru