Развитие зрительного восприятия у детей 5 года жизни с различными нарушениями зрения через дидактические игры и упражнения

Педагогика как наука » Развитие зрительного восприятия у детей 5 года жизни с различными нарушениями зрения через дидактические игры и упражнения

Зрительное восприятие – это формирование образов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на глаз. В современной науке не отождествляют понятия «восприятие» и «сенсорные процессы», которые не являются изначально восприятием, а становятся им.

Зрительное восприятие рассматривается не только как реакция на стимуляцию, но и как акт извлечения информации о событиях и объектах внешнего мира. Оно имеет огромное познавательное значение для ребёнка, ориентирует и регулирует его поведение.

Обучение и воспитание в детских садах для детей с нарушением зрения направлено на раннюю компенсацию и коррекцию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению зрения, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Успешность решения всех этих задач зависит от решения их в тесной взаимосвязи. В связи с этим является важным развитие зрения и зрительного восприятия, так как неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие второго, поэтому одной из специальных задач коррекционно-воспитательной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.

Таким образом, проблема исследования и компенсации нарушений зрительного восприятия детей-инвалидов по зрению чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере их медико-психолого-педагогической реабилитации.

Для развития зрительного восприятия необходимо использовать все виды детской деятельности: игру, труд, занятия и бытовую деятельность. Это обеспечит детям формирование практических навыков и умений пользоваться неполноценным зрением для удовлетворения различных жизненно важных потребностей. Однако, в практике работы существует мнение, что занятия по обучению способам зрительного обследования следует проводить фронтально в отведённое в режиме дня время. Довольно часто такие упражнения носят малоинтересный и малоподвижный характер, что снижает их эффективность.

Остаётся только выделить наиболее эффективный вид деятельности, с помощью которого можно добиться максимального результата. Наибольший интерес к обучению способам зрительного обследования у детей дошкольного возраста вызывает игровая деятельность, т. к. она является ведущей на данном возрастном периоде. Поэтому тема моей дипломной работы сформулирована таким образом: «Развитие зрительного восприятия у детей 5 года жизни с различными нарушениями зрения через дидактические игры и упражнения».

Объект исследования

– процесс развития зрительного восприятия у детей 5 года жизни, имеющих различные нарушения зрения.

Предмет исследования

– дидактические игры и упражнения как эффективное средство развития зрительного восприятия у детей 5 года жизни, имеющих различные нарушения зрения.

Гипотеза –

дидактические игры и упражнения могут стать эффективным средством развития зрительного восприятия у детей 5 года жизни, имеющих зрительные нарушения, при соблюдении специальных педагогических условий:

– системности проведения коррекционной работы;

– создание интереса к процессу обучения;

– учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей с нарушениями зрения;

– поэтапности обучения;

– учёт зрительных возможностей детей с нарушениями зрения;

– подбор специальных дидактических игр и упражнений, а также адаптация игр, применяемых в обучении с детьми без каких-либо отклонений;

– подбор специальных методов и приёмов, обеспечивающих стимуляцию зрительного восприятия;

– учёт зрительных нагрузок.

Цель исследования

– разработка системы дидактических игр и упражнений для детей 5 года жизни, имеющих нарушения зрения.

Задачи

:

1. Изучить и проанализировать

психолого-педагогическую, методическую, медицинскую и специальную литературу по проблеме исследования.

2. Изучить степень нарушения зрения и зрительные возможности детей.

3. Выявить уровень зрительного восприятия предметов и их изображений у детей.

4. Подобрать дидактические игры и упражнения для детей 5 года жизни, имеющих нарушения зрения.

5. Систематизировать дидактические игры и упражнения.

6. Определить наиболее эффективные специальные методы и приёмы руководства играми в системе коррекционно-воспитательной работы со слабовидящими детьми 5 года жизни.

7. Проанализировать результаты коррекционной работы.


Другие статьи:

Анализ программ по подготовке старшеклассников к семейной жизни
Анализ программы «Маленькая мама» позволяет выделить ряд противоречивых и спорных моментов. Среди авторов программ преимущественно педагоги, врачи, реже - психологи и методисты. Социологи, демографы, специалисты по социальной работе и специалисты по планированию семьи в разработке программы не принимали учас ...

Фонетические возрастные особенности речи детей
Усвоение правильного звукопроизношения происходит в течении довольно длительного времени (от3 до 5 лет), причем не у всех детей одновременно. Одни дети рано начинают правильно произносить все звуки (к 3-4 годам), другие усваивают их несколько позже (к 5-6 годам). Для произнесения одних звуков требуется прост ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru