Описание диагностических материалов по исследованию проблемы социальной адаптации детей младшего школьного возраста

Педагогика как наука » Работа социального педагога по социальной адаптации детей младшего школьного возраста в семьях разведенных родителей » Описание диагностических материалов по исследованию проблемы социальной адаптации детей младшего школьного возраста

Страница 1

С целью изучения проблемы социальной адаптации детей младшего школьного возраста нами были использованы диагностические методики: методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («Социометрия»); тест "Рисунок семьи"; тест "Дом. Дерево. Человек"; опросник для родителей. «Психологические причины отклонений в семейном воспитании». Э.Г. Эйдемиллер. Описанию вышеуказанных диагностических материалов посвящен данный параграф.

Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («Социометрия»). Метод разработан Дж. Морено. В настоящее время имеет много модификаций. Термин «социометрия» - от латинского societas (общество) и metrium - измеряю – обозначает 1) отрасль социальной психологии и социологии, изучающую межличностные отношения в малых группах количественными методами с акцентом на изучение симпатий и антипатий внутри группы, 2) прикладное направление, включающее изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения практических задач. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально - психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрический метод – это метод опроса, направленный на выявление отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы (в учебном коллективе). В основе лежат критерии, формулируемые в виде вопросов, ответы на них и служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Социометрия проводится только в коллективах, имеющих опыт совместной работы (учебы). Целью данной методики является выявление межличностных отношений в классе. Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп, формируются критерии социометрического выбора. Критерий — это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными. С помощью первых измеряются отношения, по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально - личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарища для досуга). В зависимости от ориентации критерии делятся на позитивные (“С кем бы Вы хотели работать?”) и негативные (“С кем бы Вы не хотели работать?”). После выбора и формулировки критериев составляется опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев.

Порядок исследования: Перед началом опроса инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). В ходе его следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Анатомо-физиологические основы процесса чтения
Критический анализ проблемы нарушений чтения должен основываться прежде всего на понимании сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенностей усвоения навыка чтения детьми. Что же представляет собой процесс чтения в норме? Чтение - сложный психофизиологический процесс. В его акте п ...

Диагностика выявления уровня экологических знаний и отношений детей к животным ближнего окружения
Представления Задание 1.1 Цель: выявить характер представлений ребёнка о живом. Используется метод индивидуальной беседы, включающей три части. В первой части беседы выявляются представления ребёнка о существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма. Для этого дошкольнику пре ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru