Работа социального педагога по социальной адаптации детей младшего школьного возраста в семьях разведенных родителей

Педагогика как наука » Работа социального педагога по социальной адаптации детей младшего школьного возраста в семьях разведенных родителей

Актуальность исследуемой темы заключается именно в том, что в современных условиях у детей младшего школьного возраста возникают трудности в их социальной адаптации, предпосылками которых являются нарушенные взаимоотношения в семье. Изменяющиеся условия социально – экономического и политического развития общества накладывают свой отпечаток на социальное положение и благополучие семьи. Безработица, повышение цен на продукты питания и коммунальные услуги сказались в первую очередь по семье, вызвали обездоленность детей и подростков, повлекшие за собой проблемы духовно – нравственного развития подрастающего поколения: бездомность, алкоголизм, табакокурение, наркоманию, рост преступности. Снижение покупательной способности, обнищание средних слоев населения привело к росту смертности и сокращению рождаемости.

Карабанова О.А. утверждала, что образец жизни, образец общения, отношения к миру – это самое главное, что дает ребенку семья. Семья удовлетворяет самые главные психологические потребности ребенка – в безопасности, в общении, в любви. Несмотря на то, что для взрослых развод – это не редко болезненное, малоприятное, порой, драматическое переживание, тем не менее, они идут на него из лучших побуждений и по собственной воле, при этом гамма чувств разводящихся изменяется от полной депрессии до ощущения полета и долгожданного освобождения. Для детей же расставание родителей – это всегда разрушение среды обитания. Это и землетрясение, и война сразу. Родители разводятся и не задумываются над судьбой детей, над их исковерканным детством и исковерканной душевной жизнью. Вырастут дети и, помня, как вели себя родители, продолжат их путь. Или станут циниками, одинокими, или еще какими-нибудь, но в любом случае - несчастливыми. Факт развода вызывает такие тяжелые последствия как дезадаптацию, неврозы, депрессивные состояния и различные нарушения в поведении (озлобленность, агрессивность ребенка) и т.д. Однако вопрос о том, являются ли эти отклонения временными или сохраняются спустя несколько лет после расторжения брака, остается открытым.

Одно из самых ближайших последствий послеразводового стресса для детей – нарушение их адаптации к повседневной жизни. Существуют последствия, касающиеся глубоких изменений личности ребенка, представлений о любви и верности, о том, какой должна быть семья. Дети из разведенных семей вступают в юность обеспокоенными, подавленными, неуверенными в своих способностях, а то и попросту озлобленными. Нет ничего удивительного, если дети разведенных родителей меньше всего дорожат сплоченностью семьи, не имеют навыков позитивного разрешения семейных конфликтов. В своей самостоятельной жизни они обостренно боятся провала в личных отношениях, чаще опасаются супружеской неверности, тяжелее переживают разрыв отношений. Если им приходится переживать развод в своей новой семье, то он становится именно тем ужасом, которого они так страшатся и избегают. Они страстно желают любви, но боятся никогда не обрести ее. Подобное самоощущение и такие сложные переживания приводят к тому, что дети из разведенных семей, повзрослев, чаще испытывают трудности в браке. Актуальность данной проблемы послужила основанием для выбора темы исследования «Особенности работы социального педагога по социальной адаптации детей младшего школьного возраста в семьях разведенных родителей».

Объект – социальная адаптация детей младшего школьного возраста.

Предмет – работа социального педагога по социальной адаптации детей младшего школьного возраста в семьях разведенных родителей.

Цель – теоретически обосновать и опытно – эмпирическим путем, определить условия эффективной работы социального педагога по адаптации детей младшего школьного возраста разведенных родителей.

Задачи:

1) На основе анализа литературы рассмотреть социальную адаптацию как психолого - педагогическую проблему.

2) Дать психолого - педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста разведенных родителей.

3) Рассмотреть причины развода и дать характеристику разведенной семьи.

4) Раскрыть особенности работы социального педагога по социальной адаптации детей младшего школьного возраста из семей разведенных родителей.

5) Опытно – эмпирическим путем определить условия эффективной работы социального педагога, влияющие на социальную адаптацию детей младшего школьного возраста разведенных родителей.

6) Составить методические рекомендации для социальных педагогов по адаптации детей младшего школьного возраста из семей разведенных родителей.

Методологическая основа: теоретические положения по социальной адаптации (Мардахаев Л.В.) социальная адаптация является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации, адаптация рассматривается как процесс, проявление и результат человека; концепция (Шнейдер Л.Б., Савинов Л..И., Камышова Е..В., Целуйко. В.М.) о влияние развода родителей на личность ребенка.

Методы исследования:

1) Теоретические: анализ литературы;

2) Эмпирические: методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («Социометрия») Дж. Морено; тест "Рисунок семьи"; тест "Дом. Дерево. Человек" Дж. Бук; опросник для родителей «Психологические причины отклонений в семейном воспитании» Э.Г. Эйдемиллер;

3) Интерпретационные методы: количественный и качественный анализ полученных данных.

Теоретическая значимость: систематизирован материал по адаптации детей младшего школьного возраста в разведенных семьях.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы данного исследования могут быть использованы в работе социальных педагогов, психологов, учителей в общеобразовательных учреждениях по предупреждению дезадаптации детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в разведенных семьях.

Экспериментальная база исследования: муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательное учреждение» школа № 22 г. Абакана, 4 «г» класс, 17 человек.


Другие статьи:

Особенности проведения эксперимента в разделе «Растения»
Постановка учебных опытов по разделу «Растения» предусмотрены школьной программой. Эксперимент занимает в этом разделе значительное место – около трети уроков в целом или частично строится на материале опытов, описание которых дается в тексте школьного учебника или в заданиях к параграфу. Роль эксперимента в ...

Методика обучения инвалидов двигательным действиям и формирование двигательных навыков
Обучение двигательным действиям является одним из важнейших вопросов двигательной адаптации инвалидов к бытовой и производственной деятельности. Следовательно, программа физического воспитания инвалидов должна включать принципиальные вопросы обучения двигательным действиям. В свете современных теоретических ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru