Клавдий на словах медоточив и благостен, на деле – коварен. Он остал-ся бы победителем, если бы вспомнил еще одно замечание Макиавелли: «всякий, кому не дорога жизнь, может совершить покушение на государя, так что нет верного способа избежать гибели от руки человека одержимого».
Именно таким человеком был Гамлет: желание возмездия приобрело над ним такую силу, что у Клавдия не было никаких шансов на спасение.
Таким образом, Гамлет Шекспира – это не примитивный «мститель», который описан во всех предшествовавших его пьесе интерпретациях этого сюжета, и та раздвоенность, те комплексы, те мучительные раздумья, та трагическая неразрешимость и безысходность его ситуации (ситуации-капкана, ситуации – «мышеловки», ибо не только и не столько Клавдий попадает в «мышеловку», но, несомненно, в первую очередь сам Гамлет), что видятся в его судьбе, – они, безусловно, были заложены, «запрограммированы» его создателем.
Странный парадокс этого характера заключается в том, что, описав его, казалось бы, предельно достоверно, Шекспир, тем не менее, как выяснилось с течением лет, создал замечательную, по-своему уникальную и универсальную схему, некую модель, которую каждый – «рождённый с умом и талантом» – волен заполнять собственным содержанием. Отсюда не имеющая аналогов во всей истории мирового театра множественность интерпретаций, подчас взаимоисключающих, но все равно в чем-то главном, как правило, сохраняющих верность шекспировскому духу, хотя подчас отнюдь не «букве». Отсюда такая множественность, такая неисчерпаемость «гамлетовских мотивов» в произведениях писателей и поэтов самых разных эпох и стран.
Другие статьи:
Статистическая характеристика теста
тест физика учащийся статистический По результатам тестирования получены первичные результаты (Приложение 1). При анализе первичных результатов был выявлен аномальный результат: один обучающийся (Курмышев Максим) ответил правильно на все задания тестового материала. При статистическом анализе тестового матер ...
Урок литературы "Война - жесточе нету слова" по произведениям писателей-фронтовиков о Великой Отечественной войне
Цели и задачи урока: - создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызвать личностный отклик на прочитанное произведение, на материале повести В.Кондратьева «Сашка» выявить специфику изображения войны и характера рядового бойца; - развитие словесно-логического, критического мышл ...