Особенности личности и эмоциональной сферы детей c ЗПР

Страница 1

Незрелость личности ребенка с ЗПР, обусловленная особенностями развития его потребностей и интеллекта, проявляется в ряде особенностей его эмоциональной сферы.

Чувства у ребенка с ЗПР недостаточно дифференцированы. Диапазон переживаний у такого ребенка невелик, и они примитивны, полюсны: он испытывает только или удовольствие, или неудовольствие, а дифференцированных тонких оттенков переживаний почти нет.

Чувства у ребенка с ЗПР часто бывают неадекватны, непропорциональны воздействием окружающего мира. Так, у одних детей можно наблюдать чрезмерную легкость переживаний серьезных жизненных событий, быстрые переходы от одного настроения к другому, у других детей (и такие встречаются гораздо чаще) наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по несущественным поводам. Так, например, незначительная обида может вызвать очень сильную и длительную реакцию. Проникнувшись желанием куда-либо пойти, с кем-нибудь повидаться и т.п., умственно отсталый ребенок не может затем отказаться от своего желания, даже если это стало нецелесообразным.

У ребенка с ЗПР наблюдается большое влияние эгоцентрических эмоций на оценочные суждения. Наиболее высоко ребенок оценивает тех людей, кто более приятен ему. Так он оценивает и события окружающей жизни – хорошо то, что приятно и нравиться.

У детей наблюдаются слабость интеллектуальной регуляции чувств. Это проявляется в том, что дети ничем не корригируют своих чувств сообразно ситуации. Они долго не могут найти утешение после какой-нибудь обиды, не удовлетворяются другой, лучшей вещью, подаренной взамен разбитой или потерянной.

Наряду с общим недоразвитием эмоциональной сферы у многих детей с ЗПР наблюдаются дисфории (эпизодические расстройства настроения), нередко отмечаются тревога, а агрессивные проявления, направленные на себя и окружающих.

Иногда расстройства настроение проявляются в виде особого, также ничем не мотивированного повышения настроения – эйфории. В таком состояния дети становятся нечувствительными к объективной реальности. Они продолжают смеяться, веселиться даже после какой-либо неудачи, получения «двойки» и т.п.

Дети с ЗПР имеют ряд особенностей эмоциональной сферы.

Эти дети имеют полюсные переживания: положительные и отрицательные, дифференцированных тонких оттенков переживаний, как в норме, почти нет.

Для детей с ЗПР конституционального происхождения характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость. Эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста.

У детей с ЗПР соматогенного происхождения имеет место задержка эмоционального развития – соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений – неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда индуцированными и режимом определенных ограничений и запретов, в которых находится соматически ослабленный или больной ребенок.

У детей с ЗПР психогенного происхождения, при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости, обусловленного явлениями гипоопеки, наблюдаются черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости. При гиперопеке характерны черты эгоцентризма, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку. При варианте патологического развития личности по невротическому типу эмоциональная незрелость у детей проявляется в недостаточной самостоятельности, нерешительности, малой активности и инициативы.

У детей с ЗПР церебрально-органического происхождения нарушения в эмоционально-органического происхождения нарушения в эмоционально-волевой сфере обладают большей стойкостью и выраженностью. Она представлена органическим инфантилизмом (Юркова И.А., 1959 г, Сухарева Г.Е., 1959 г). В зависимости от преобладающего эмоционального фона выделяют два основных вида органического инфантилизма. (Лебединская К.С., 1982 г):

1.Неустойчивый – характеризуется психомоторной расторможенностью, преобладанием эйфорического фона настроения, импульсивностью, что создает внешнее впечатление детской жизнерадостности и непосредственности, повышенной внушаемостью.

2.Тормозимый - с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью, безынициативностью, часто боязливостью, страхом, робостью.

При органическом инфантилизме эмоции характеризуются отсутствием живости и яркости, определенной примитивностью.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Научные основы методики звукопроизношения
Русский язык обладает сложной звуковой системой, поэтому на него обращают внимание многие исследователи, которые занимаются теорией звучащей речи. Именно на основе анализа звукового строя языка создается база для теоретического осмысления процессов, происходящих в языке. Ученые характеризуют звуковые единицы ...

Экспериментальное исследование по проблеме развития сюжетно-ролевых игр детей подготовительной к школе группы
Согласно теории видного отечественного психолога Д.Б. Эльконина, именно внутри ролевой игры происходит наиболее интенсивное развитие познавательной и личностной сферы ребенка. Дошкольники, имеющие развитые игровые навыки в соответствии со своим возрастом, имеют адекватный уровень развития произвольного внима ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru