Дошкольный возраст – важный этап в становлении человека. В этот возрастной период закладываются основные черты личности. На основе того, что приобретено и получено в дошкольном возрасте базируется все последующее развитие человека.
В структуре личности дошкольника особое место занимают эмоции.
Изучением эмоций занимались видные отечественные и зарубежные специалисты: Анохин П.К., Изард К.Е., Леонтьев А.Н., Павлов И.П., Рубинштейн С.Л., Симонов П.В. Их исследования довольно широко освещены в литературе.
Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР недостаточно изучены, но представлены в работах Белопольской Н.Л., Власовой Т.А., Выготского Л.С., Гаврилушкиной О.П., Забрамной С.Д., Кулагиной И.Ю., Лурия А.Р., Певзнер М.С.
У детей с ЗПР наблюдается недоразвитие эмоционально чувствительной сферы. Это приводит к трудностям в игровой, трудовой и учебной деятельности.
Одним из средств коррекции недостатков эмоционального развития детей с ЗПР может являться изобразительная деятельность.
Ученые и специалисты на современном этапе учитывают результаты изобразительной деятельности детей при разработке различных методов коррекции недостатков познавательной, интеллектуальной, двигательной и эмоциональной сферы. Такие ученые, как Л.В. Замков, Н.П. Сакулина, А.А. Венгер и другие, указывали на необходимость и важность привлечения детских рисунков для психолого-педагогического изучения и коррекции личности ребенка с ЗПР.
Одной из методик в работе с детьми с ЗПР в направлении развития эмоциональной сферы является арттерапия, а именно изотерапия - одно из самых развитых направления современной арттерапии.
Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма.
Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций.
Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.
Учитывая вышеизложенное, становится понятной важность и актуальность системы данного исследования.
Цель:
разработка методических рекомендаций, заданий игр, упражнений направленных на развитие эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР.
Объект исследования
: особенности эмоциональной сферы дошкольников и ЗПР.
Предмет исследования:
условия развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР, средствами изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования:
нетрадиционные техники рисования в коррекционном развитии детей с ЗПР будут положительно влиять на развитие их эмоциональной сферы.
Задачи исследования
:
1.Проанилизировать психолого-педагогическую литературу по теме изобразительная деятельность – средство эмоционального развития детей с ЗПР.
2.Выявить особенности психического развития детей с ЗПР.
3.Охарактеризовать развитие эмоциональной сферы, особенности ее состояния у детей с ЗПР.
4. Изучить специфику изобразительной деятельности дошкольников с ЗПР и влияние рисования на развитие эмоциональной сферы этих детей.
5. Разработать и научно обосновать методику констатирующего эксперимента по выявлению эмоционального развития дошкольников с ЗПР.
Методы исследования
:
1.Теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
2. Психолого-педагогический эксперимент;
3. Качественный и количественный анализ полученных результатов исследования.
Другие статьи:
Особенности личностного и речевого развития детей дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи
общий недоразвитие речь пространственный В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было сформировано в результате многоаспектных исследований различных ...
Урок истории как учебное занятие
Учитывая, что курсовая работа является своеобразным методическим пособием для специальности 0304, остановимся на уроке истории как учебном занятии. Учебные занятия рассматриваются в русском языке как «учебные упражнения, уроки, лекции. Они представляют основную организационную форму изучения истории в состав ...