Характеристика взаимоотношений младших школьников со взрослыми

Педагогика как наука » Типы и виды взаимоотношений младших школьников со сверстниками и взрослыми » Характеристика взаимоотношений младших школьников со взрослыми

Страница 5

В обучении и в воспитании единый общественный опыт передается с помощью единого механизма социального взаимодействия, или общения. Однако многие зарубежные и советские исследователи связывают обучение исключительно с освоением предметной деятельности и развитием в ней познавательных способностей, а воспитание – с общением и коллективными формами любой другой деятельности, но только не учебной, хотя она для всех школьников является ведущей. При таком подходе обучение с самого начала ориентировано на индивидуальные способы освоения предметного мира и его знаковых систем.

Обучение невозможно без общения: только благодаря общению оно становится фактором интеллектуального развития человека. Но там, где есть общение, так есть и воспитание, т. е. формирование человека как личности. В этом смысле общение в обучении, а стало быть, и само обучение, становится одновременно и фактором воспитания человека как личности. Отсюда, главная задача педагога должна состоять в организации общения и коллективных форм обучения таким образом, чтобы эти формы в одновременно максимальные эффекты в познавательном и личностном развитии человека. Это тем более важно, так как для младших школьников учение является ведущим видом деятельности, а, как известно, именно ведущей деятельностью обеспечивается основное развитие человека и как личности, и как субъекта познания, общения и труда. Вот почему воспитание должно включаться в учебный процесс путем организации совместных, групповых и коллективных способов обучения, предполагающих развитые способы культуры общения, межличностных отношений и взаимодействия. Поиск эффективных форм и способов организации коллективного обучения, включение их в реальный учебный процесс составляет одну из главных, но пока еще не решенных задач современной педагогической теории и практики.

Недооценка роли общения в практике обучения объясняется отчасти слабой научной разработкой проблем общения как в психологии, так и в педагогике. Многие способы общения и учения пока остаются, по выражению Б. Ф. Ломова, «таинственными» и без научных ответов.

В младшем школьном возрасте открываются новые возможности для стимулирования психического развития ребенка через его отношения с окружающими людьми, особенно с детьми и родителями, к воздействиям которых в этом возрасте ребенок еще достаточно открыт. Это позволяет взрослым использовать в воспитании социальные мотивы с целью оказания на него положительного воздействия. Речь идет о таких мотивах, как признание, одобрение со стороны значимых взрослых людей, стремление получить высокую оценку и ряде других.

К концу младшего школьного возраста, к 3-4-му классам повышенное значение для детей приобретают отношения со сверстниками, и здесь открываются дополнительные возможности активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях, в частности для стимулирования психического развития ребенка через публичное одобрение в присутствии других поступков и достижений, через соревнование со сверстниками и многие другие действия и ситуации, затрагивающие социальный престиж ребенка. Трудолюбие и самостоятельность, развитая способность к саморегуляции создают благоприятные возможности для развития детей младшего школьного возраста и вне непосредственного общения со взрослыми или сверстниками.

Если эмоциональные и социальные привязанности маленького ребенка были центрированы главным образом на семье, то теперь ему открывается более широкий мир, состоящий из сверстников, учителей и других взрослых и детей, проживающих по соседству. Итак, расширение переживаний открывает детям сложности семейных и дружеских взаимоотношений, а также учит тому поведению, какого от них ожидает общество. Эти переживания готовят почву для развития у детей моральных суждений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие статьи:

Исторические и методические аспекты изучения взаимосвязи национальных литератур
В методике преподавания литературы в России уже с середины XIX века заметно стремление выработать определенную систему ознакомления учащихся с произведениями зарубежных писателей. Ф.И. Буслаев в работе «О преподавании отечественного языка» (1848) указывал, что важнейшим фактором воспитания подрастающего поко ...

Проблема формирования хронологических представлений
Хронология в школе. Велико значение в исторической науке хронологии, устанавливающей ход и картину событий, их причины и следствия. Лишь выяснив время свершения событий можно определить их связи с предшествующими и последующими событиями, их последовательность. Хронология – это вспомогательная историческая д ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru