Внеклассная работа как составная часть учебно-воспитательного процесса по географии

Педагогика как наука » Занимательные формы внеклассной работы при изучении физической географии » Внеклассная работа как составная часть учебно-воспитательного процесса по географии

Страница 1

Внеклассная работа по географии тесно взаимосвязана с уроками. Как показали исследования педагогов, интерес к учебной деятельности развивает у школьников познавательные интересы, которые характеризуются стремлением учащихся к глубокому познанию нового в данном предмете, желания не оставаться на поверхности явлений. Во взаимосвязи учебной и внеклассной работы ведущее место принадлежит учебной. Но учебная работа в школе связана программой, ограничена во времени и не в состоянии, поэтому удовлетворить все разнообразные интересы и запросы учащихся.

Рассмотрим некоторые исторические аспекты в организации внеклассной деятельности в школах России и, в том числе, в школах Казахстана.

В дореволюционное время внеклассные занятия по географии не могли получить широкого распространения. Циркуляры министерства просвещения запрещали учителям в свободное от уроков время организовывать кружки, общества, не имеющие прямого отношения к учебным занятиям. За поведением учащихся устанавливался строгий надзор. Они не могли без родителей посещать общественные места. Лишь в закрытых учебных заведениях были легализованы внеклассные мероприятия.

Во второй половине XIX века выходят географические работы, записки путешественников. Распространение географической литературы, хрестоматий дало возможность организовывать учителями географии внеклассное чтение учащихся, рекомендовать наиболее интересующимся из них для изучения географическую литературу. Таким образом, в дореволюционное время наблюдались зачатки внеклассной работы по географии, причем развивалась лишь индивидуальная внеклассная работа, главным образом коллекционирование.

В начале XX века в значительной части школ наблюдался большой подъем в организации внеклассной работы по географии, особенно активно развивалась краеведческая работа. В 20-х годах XX века вышло немало книг по методике краеведения, методике проведения экскурсий и их организации (Г.Г. Шенберга, Б.Е. Райкова). Также практиковалось изготовление наглядных пособий учащимися.

Следует отметить, что в этот период еще не было проведено четкой границы между урочной и внеклассной формой занятий, поэтому многие учителя переоценивали роль внеклассной работы.

С 1934 г. начал выходить журнал «География в школе», который стал печатать статьи о проведении различных видов внеклассной работы по предмету.

Анализ внеклассной работы по географии показывает, что она была всегда тесно связана с содержанием географии в школе. В 30-е, 40-е годы XX века большое место в преподавании географии отводилось фактическому материалу. Такой же характер имело и содержание внеклассной работы.

Особенностью 50-х годов XX века является то, что в этот период наблюдается стремление сблизить внеклассную работу с жизнью. Обращается внимание на трудовую и политехническую направленность внеклассной работы по предмету. На первое место выдвигаются проблемы практического, народнохозяйственного значения: поиски полезных ископаемых, проведение фенологических наблюдений и т. д.

В 60-х годах XX века в школах возрастает интерес к вопросам истории географических исследований, изучается вклад русских и советских ученых и путешественников в освоение Земли.

В 50-60-х годах XX века активизируется краеведческая работа по географии. Большое место уделяется организации географических площадок, где проводятся многие мероприятия кружков. В это время появляются такие формы внеклассной работы, как общества географов, клубы географов. Особое развитие в этот период приобретает природоохранительная деятельность (голубые патрули, зеленые патрули, школьные лесничества).

Для выявления индивидуальных способностей учащихся начали проводиться олимпиады по географии в масштабе не только школ, но и областей, республик. Активизируется экскурсионно-туристическая работа.

С конца 60-х годов XX века в программе по географии нашли отражение мировоззренческие аспекты географии. Это отразилось и на внеклассной работе: наряду с занимательностью, раскрытием фактического материала важное место было уделено раскрытию теоретических вопросов. В этот период совершенствуются формы внеклассной работы по географии, больше внимания уделяется самостоятельной работе учащихся.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Организация и методика исследования нарушений чтения у младших школьников
Чтение – это сложный комплексный вид деятельности, состоящий из ряда операций. Достаточно полно навык чтения может характеризовать совокупность нескольких его параметров: способ, беглость, правильность, автоматизированность (так называемая «беглость») и понимание прочитанного. Цель нашего исследования – изуч ...

Минусы реформирования высшего образования
Вузы. не вошедшие в Болонскую систему, будут лишены возможности получения государственной аккредитации и финансирования из госбюджета. Научное руководство и взаимодействие с кафедрой будет доступно только магистрантам. Очень маленькое число выпускников –бакалавров смогут поступить в бесплатную магистратуру. ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru