Занимательные формы внеклассной работы при изучении физической географии

Педагогика как наука » Занимательные формы внеклассной работы при изучении физической географии

На современном этапе развития школьного географического образования наблюдаются тенденции к снижению качества знаний и усилению негативного отношения к обучению, из-за общего снижения познавательного интереса у школьников, начиная с 6-7-го классов. Уменьшение количества часов, отводимых на изучение данного предмета, также не способствует сохранению его влияния на формирование социально значимых личностных характеристик учащихся. Это негативно сказывается на общем качестве образования учащихся, так как изучение географии позволяет сформировать географическую культуру как важную составляющую общей человеческой культуры человека, реализовать гуманистический потенциал в обучении и воспитании школьников. Географическое образование также закладывает основы пространственного мышления, формирует экологическую культуру личности, способствует формированию социальной позиции учащегося, развитию комплексного стиля мышления, формированию целостной картины мира. В силу указанных причин в методике преподавания географии ведется поиск построения учебного процесса, обеспечивающего эффективное решение возникших проблем.

Необходим иной подход к организации обучения, позволяющий изменить позиции школьника и учителя в учебном взаимодействии. В таком случае роль учителя в учебном процессе сводится к консультированию учащихся в его познавательной, исследовательской деятельности. Содержание роли школьника меняется в сторону более активного осмысленного участия в такой познавательной деятельности. Данное изменение содержания учебной деятельности школьника и обучающей деятельности учителя характерно для личностно-ориентированного обучения.

Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеклассной работы по предмету. Внеклассную работу по географии можно рассматривать как деятельность учащихся, осуществляемую на основе добровольного участия и самостоятельности, направляемую учителем и способствующую углублению знаний учащихся по предмету, развитию их познавательных интересов и способностей.

Внеклассная работа, будучи составной частью учебно-воспитательной работы школы, имеет целью направить самодеятельность и активность учащихся на повышение их идейно-политического и культурного уровня, на развитие способностей, расширение кругозора и углубление знаний, а также на приобретение ими полезных умений и навыков. Вместе с тем, в задачу внеклассной работы, в известной мере, входит организация досуга и разумных развлечений учащихся.

Н.Н. Баранский считал, что ни один из предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности, как география. Наглядность и занимательность могут найти себе место во всех методах преподавания, и в особо широких размерах – во внеклассных формах работы.

Цель данной дипломной работы: рассмотреть основные занимательные формы внеклассной работы при изучении физической географии.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи: выявить значение внеклассной работы по географии в учебно-воспитательном процессе; раскрыть основное содержание форм внеклассной работы по географии и способы их организации; провести сравнительный анализ занимательных форм внеклассной работы при изучении начальной физической географии, физической географии материков и при изучении физической географии Казахстана; самостоятельно подготовить методические разработки занимательных внеклассных мероприятий по физической географии.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: методология и теория познания, теория человеческой деятельности, теория развития личности (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн); системный, личностно-деятельностный, личностно ориентированный, подходы (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Л.С. Выготский, И.Я. Лернер, Г.И. Щукина); положения непрерывного экологического образования и воспитания (СВ. Алексеев, Н.Д. Андреева, Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, И.Н. Пономарева, В.П. Соломин); положения теории и методики обучения географии (Н.Н. Баранский, И.И. Баринова, Т.П. Герасимова, Ю.Н. Гладкий, И.В. Душина; А.П. Кузнецов, В.П. Максаковский, Л.М. Панчешникова, Д.П. Финаров). Проблемам внеклассной работы по географии посвятили в разное время свои работы многие ученые-методисты: А.В. Даринский, И.И. Баринова, Т.П. Герасимова, И.В. Душина и др.

Образовательные и воспитательные задачи внеклассной работы по географии определяются общими целями и задачами обучения данному учебному предмету. Важнейшими задачами внеклассной работы по географии являются: развитие познавательного интереса учащихся к географической науке; расширение кругозора у школьников и углубление их знаний по предмету.

Внеклассная работа по географии связана с деятельностью в определенном коллективе. Совместная работа, познание ценности собственного труда и труда своих товарищей воспитывает у учащихся такие качества, как дисциплинированность, товарищество, взаимопомощь. Поэтому значение внеклассной работы сводится не только к, подготовке их к будущей профессиональной деятельности, но и играет большую роль в становлении таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, умение организовать свою деятельность. География – это учебный предмет, в котором имеется реальная возможность приобщить учащихся к исследовательской работе, развить их творческие способности.

Сегодня актуальным является вопрос воспитания у школьников чувства патриотизма, потому что развитие и процветание великого Казахстана возможно только тогда, когда каждый живущий здесь человек будет искренне любить свою Родину. Любовь к Родине начинается с любви к своему родному краю, к родной природе. От уровня воспитания, образования, культуры зависит, в конечном счете, будущее нашей страны.

Значение внеклассной работы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы непрерывно возрастает, так как она способствует более тесному увязыванию теоретических знаний с жизнью, с практикой; формирует профессиональные интересы учащихся. Реализация углубленного подхода к изучению науки через разнообразные формы внеклассной работы позволит развить творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, выработать устойчивый интерес к пополнению знаниями, стремление работать, научить учащихся самостоятельно пользоваться различными источниками географической информации.


Другие статьи:

База исследования и методика констатирующего эксперимента
Цель эксперимента – выявить уровень развития активного словаря прилагательных у детей с ОНР. Этапы: 1. Анамнестический – изучение медицинской документации, сбор анамнестических данных. 2. Диагностический Задачами диагностического этапа исследования являются: 1. Определить количественные показатели уровня раз ...

Анализ программы по русскому языку Т.А. Ладыженской
а) Структура программы. Программа Т.А. Ладыженской по русскому языку к учебникам для 5-9 классов составлена очень доступно и системно. Материал располагается следующим образом: в 5, 6 и 7 классах изучаются такие разделы, как фонетика, графика, лексика, фразеология, морфемика, словообразование, морфология и о ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru