Основные формы и методы внеклассной работы по географии

Страница 1

Содержание внеклассной работы определяет ее формы и способы проведения. При выборе форм, помимо содержания, во внеклассной работе учитывают возраст школьников, их интересы, уровень подготовки по географии, наличие свободного времени, реальные материальные возможности (например, при организации походов, экспедиций), социальную обстановку в микрорайоне школы, а также материальную базу кабинета, школьной и детской районных библиотек и другие условия.

Формы внеклассной работы могут быть различны в зависимости от количества участвующих (фронтальная, групповая, индивидуальная) и от периодичности проведения занятий (систематические и эпизодические). Все формы внеклассной работы находятся в тесной взаимосвязи (таблица 2).

Периодичность проведения занятий ограничивается рамками одного учебного года, т. е. на срок, в который большинство учителей планирует внеклассную работу. Между систематической и эпизодической внеклассной работой нет большой грани. Многие эпизодические формы могут превращаться в систематические и наоборот, это зависит от увлеченности учителя. Но вследствие масштабности и сложности в подготовке такие формы, как олимпиады, недели географии, вечера, обычно являются разовыми мероприятиями в течение года.

Таблица 2 Формы внеурочной работы по географии в зависимости от периодичности проведения занятий

Формы внеурочной работы по географии

Систематические постоянные

Эпизодические разовые

Географические кружки

Олимпиада

Географические факультативы

Неделя географии

Научные общества учащихся

Географические вечера

Клубы любителей природы, музеи

Походы, экскурсии, экспедиции

Систематические формы внеклассной работы рассчитаны на углубленную, длительную работу с постоянным или меняющимся составом учащихся: кружки, лекторские группы и так далее. Эти формы работы можно разделить на следующие виды: а) фронтальную, проводимую с большим составом участников, б) групповую (кружковую), в которой принимает участие небольшое количество школьников, и в) индивидуальную работу с отдельными учащимися.

Эпизодическая внеклассная работа рассчитана на проведение отдельных разовых мероприятий, заданий. Это – вечера, походы, олимпиады, конференции. В ней также можно выделить фронтальную (массовую), групповую и индивидуальную формы внеклассной работы по географии.

Систематическая и эпизодическая формы внеклассной работы по географии включают в себя массовую, групповую (с постоянным и меняющимся составом учащихся) и индивидуальную формы работы. Массовые формы внеклассной работы – неделя географии, географические олимпиады, КВНы, тематические вечера, научно-практические конференции, встречи с учеными, путешественниками.

Групповые формы внеклассной работы (факультативы, кружки, экскурсии, экспедиции, походы) охватывают группу учащихся от 30–35 учащихся до трех учеников. Для этой формы внеклассной работы характерна активная деятельность каждого участника.

Индивидуальная внеклассная работа по географии отличается от групповой. Во-первых, это работа исполнительского характера: подготовка доклада по плану, предложенному учителем, изготовление пособия. Для такого рода работы незначителен элемент творческой деятельности. Во-вторых, индивидуальная работа носит исследовательский характер. Впервые организуя внеклассную работу по географии, учитель, как правило, выбирает эпизодические формы, а из них наиболее простые, включающие элементы занимательности и игровую деятельность. Однако, наибольшее значение в воспитании школьников имеют те формы, которые развивают самостоятельность учащихся, познавательный интерес, творческую инициативу, готовят к социальной деятельности, прежде всего в своем родном крае, способствуют выбору профессий, в которой необходимы географические знания и умения. Как правило, это систематические формы работы, действующие на протяжении нескольких лет.

Во внеклассных мероприятиях типа олимпиад, викторин активен каждый участник. Захватывающим моментом для учащихся является сама идея соревнования, выявление победителей. При проведении вечеров, утренников количество участвующих меньше, но на присутствующих значительное воздействие оказывают сила слова выступающих, яркость примеров. Следует отметить, что любое массовое мероприятие включает в себя работу с группой учащихся или с отдельными учениками. Среди основных форм осуществления внеклассной работы по географии можно назвать кружок, секцию, географическое общество, географический клуб, краеведческий музей. Рассмотрим каждую из этих форм в отдельности (таблица 3).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Цели и задачи экономико-управленческой практики
Основными целями прохождения экономико-управленческой практики являются соотнесение характера обучения студентов с требованиями современной жизни, сокращение послевузовской адаптации выпускника, систематизация специальных знаний, полученных в институте, выработка практических навыков, способностей и умений. ...

Сущность понятия «подготовка к семейной жизни»: историко-философские и психолого-педагогические аспекты
Современный социальный заказ школе ставит задачу ускорения процессов нравственного и гражданского становления подростков и поднимает вопросы существенного повышения качества их подготовленности и моральной ориентировки на будущую семейную жизнь. Базовой основой этой ориентации могу служить этнокультурное нас ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru