Занимательные формы внеклассной работы в начальном курсе географии

Педагогика как наука » Занимательные формы внеклассной работы при изучении физической географии » Занимательные формы внеклассной работы в начальном курсе географии

Страница 1

Учащиеся 6 класса проявляют большой интерес к физической географии. Причин для этого много: это и постоянное общение с природой и естественный интерес к ней, и наличие разнообразной информации о географических объектах и явлениях, об особенностях природы разных частей Земли, об ее исследователях из радио- и телепередач, научно-популярных кинофильмов, литературы, туристских походов и т. п. благодаря этому географический кругозор учащихся довольно широк. Но стихийно накапливающиеся внеучебные географические знания остаются на уровне фактов, ярких зрительных образов (представлений). У ребят возникает естественная потребность их понять, объяснить. Если учитель старается удовлетворить интерес учащихся только яркими красочными описаниями, демонстрацией различных наглядных пособий, т.е. делает акцент на развлекательности, а не активизирует их мышление, то, в конце концов, у них утрачивается отношение к географии как учебному предмету. Опыт показывает, что шестиклассники проявляют интерес и готовность к усвоению системы знаний по данному курсу не только на уровне восприятия фактов, но и на уровне общих представлений и элементарных понятий, понимания элементарных причинно-следственных связей. Поэтому в образовательно-воспитательных задачах курса предусмотрен этот уровень усвоения.

В учебном процессе «донаучные» знания детей должны использоваться учителем при постановке познавательных задач для пробуждения любознательности и формирования у них потребности применить знания к объяснению географических явлений, с которыми они встречаются в жизни. Благоприятствует этому то, что обычно у детей довольно прочны и полны житейские представления памяти. Они с большой детализацией воспроизводят в рассказе картины природы тех мест, где им пришлось побывать. Например, вид моря и гор побережья, описание реки, леса в средней полосе, которые видели летом на отдыхе. Все это создает условия для включения в учебный процесс житейского познавательного опыта детей при изучении нового материала. В свою очередь, это побуждает их в дальнейшем переосмысливать окружающую жизнь, ведет к осознанному ведению действительности.

Курс физической географии в 6-м классе закладывает основы всему последующему изучению географии в школе. Поставленные перед школой образовательные и воспитательные задачи заставляют значительно усилить роль практических работ в преподавании физической географии. Особенно важно строить занятия по географии на основе непосредственного ознакомления учащихся с природными явлениями, с географическим окружением школы.

Практика преподавания показывает, что увеличение в учебном процессе удельного веса самостоятельной работы детей, проводимой под вдумчивым руководством учителя, с ответственным уменьшением удельного веса словесных форм учебной работы - ведет к повышению интереса к предмету, к более прочному и сознательному усвоению курса, к овладению рядом умений и навыков, полезных в практической жизни.

Курс физической географии 6 класса строится на элементарном знакомстве с картинами природы и хозяйственной деятельности человека в различных природных зонах Казахстана, полученном учащимися в начальной школе.

Новым в подходе к изучаемым объектам в 6 классе по сравнению с пятым является раскрытие на фактах, доступных школьникам этого возраста, простейших причинных связей и зависимостей между природными явлениями.

Следует иметь в виду, что специфика курса 6 класса состоит в тесном контакте учебной работы, проводимой в порядке выполнения программы, с внеклассной работой. Эта задача разрешается значительно успешнее при условии активизации процесса обучения и воспитания, построении его на краеведческой основе.

Важно использовать следующие формы организации обучения:

а) экскурсии, цель которых расширение чувственного опыта детей, формирование умения наблюдать, на основе наблюдений самостоятельно делать выводы; - игру (дидактическую и ролевую), необходимую для развития умения действовать в соответствии с правилами, сотрудничать, предвидеть последствия своих действий и др., б) диспуты (дискуссии), с целью развития умения дискутировать, отстаивать свое мнение, приводить аргументы; в) практические работы как необходимое условие развития умения планировать свою деятельность, ставить цели и реализовывать их, использовать полученные теоретические сведения в практической деятельности; г) мини-лекции, с целью формирования умения концентрировать внимание, воспринимать со слуха достаточно длительный по времени текст, следить за логикой и последовательностью изложения учебного материала и др.

Планируя внеклассную работу, учитель в первую очередь учитывает требования программы, не допуская перегрузки учащихся, но отрабатывая с должной точностью намеченные задания и добиваясь четких выводов из сделанных наблюдений. При проведении внеклассной работы, для успешной реализации практических работ независимо от их содержания необходимы:

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Характеристика современных и традиционных педагогических технологий и их классификация
Проблема различия технологий и методик до сих пор достаточно дискуссионная. Одни ученые полагают, что технология – это форма реализации методики, другие говорят, что понятие технологии шире, чем методика. Поэтому легко спутать эти два понятия. Чтобы этого не произошло нужно знать, что приоритетный вопрос мет ...

Профилактика безнадзорности несовершеннолетних как направление работы социального педагога общеобразовательной школы
Руководитель Департамента образования считает, что в основе решения проблемы детской безнадзорности лежит профилактическая работа с семьями, в первую очередь с семьями, находящимися в социально опасном положении - малообеспеченными, неполными; семьями, где есть безработные, злоупотребляющие алкоголем. По ее ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru