Занимательные формы внеклассной работы в начальном курсе географии

Педагогика как наука » Занимательные формы внеклассной работы при изучении физической географии » Занимательные формы внеклассной работы в начальном курсе географии

Страница 2

а) четкая постановка задания (объяснение цели, содержания и последовательности проведения работы);

б) связь работы с учебным материалом;

в) логическая последовательность в проведении отдельных работ и расположение их по степени возрастающей трудности;

г) четкая формулировка вывода («Что мы узнали, в чем убедились, проведя данную работу»);

д) повторная тренировка для приобретения умений, закрепления навыков;

е) обязательная проверка выполнения заданий.

Начальный курс физической географии целиком строится на краеведческой основе. Он содержит много общих географических понятий: горизонт и его стороны, план и географическая карта, форма земной поверхности, погода и климат, которые необходимо усвоить для подготовки к изучению страноведческих курсов в старших классах. Формирование понятий происходит легче, если учащихся обладают представлениями, полученными из знакомой действительности родного края. Лучшему усвоению учебного материала способствуют уроки в природе. При составлении тематического календарного плана на год, учитель может предусмотреть многие формы внеклассной работы вне кабинета, такие как, например, экскурсия, работа на пришкольном участке.

Особое место занимает изучение плана и карты. Карта как источник географических знаний, ее понимание школьниками строится целиком на практических занятиях на местности и упражнениях с планами и картами своего края (ближайших окрестностей школы, города, села, района). На уроках в природе учащиеся учатся ориентироваться выполнять съемку плана пути в окрестностях школы, усваивают условные топографические знаки реального окружения. Работая с планом своей местности, видят живые, очень знакомые ориентиры. В процессе краеведческой работы составляются различные карты района, которые используются на уроках и во внеклассной работе (таблица 5).

На доступных детям примерах учитель показывает, как важно умение работать с планом и картой для путешествий, а также для многих видов практической деятельности гражданина нашей страны.

В простой и интересной форме учитель ставит перед учащимися конкретную цель – научиться наносить на чертеж маршрут своего пути во время экскурсии, похода, путешествия и т.д.

Следует предупредить детей, что для достижения поставленной перед ними цели надо много поработать, решить ряд задач, выполнить ряд упражнений.

При умелом проведении вводной беседы учителем дети начинают работу над первой темой курса с большой охотой. В дальнейшем необходимо поддерживать активность учащихся, обращаясь к их сообразительности и смекалке, воспитывая с первых шагов интерес к предмету.

Таблица 5 Содержание плана занимательной внеклассной работы по физической географии по теме: «План и карта» в 6 классе

Содержание работы

Форма проведения

Время проведения

Результат

Ответственные

План и карта

Ориентирование на местности

Практическая работа на пришкольном участке, чертежи, определение координат объектов.

22.09.2011 г.

Учащиеся должны убедиться в неизбежности искажений; о масштабе, условных знаках, особенностях изображения.

Учитель географии

План местности

Экскурсия

29.09. 2011 г.

В ходе экскурсии учащиеся должны научиться составлять план местности. Знать условные знаки.

Учитель географии

Особенности изображения земной поверхности

Экскурсия, практическая работа.

06.10. 2011 г.

В ходе экскурсии учащиеся делают съемку местности, затем наносят изображения земной поверхности участка на карту.

Учитель географии

Новая парадигма образования провозглашает основной задачей образования обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности, признавая ученика не объектом педагогического воздействия, а субъектом познавательной деятельности. «Ответная» репродуктивная деятельность обучаемого должна быть заменена на активную, творческую деятельность обучающегося, а субъект-объектные монологические отношения между учителем и учениками должны превратиться в субъект-субъектные отношения педагога и обучающегося. Всем этим условиям вполне отвечает дидактическая игра как новая технология обучения. Игровые технологии в обучении географии имеют особое значение. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для детей является игра.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Социальная адаптация как психолого - педагогическая проблема
Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio — приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся усло ...

Происхождение земли
Современные гипотезы образования Земли и других планет солнечной системы основаны на выдвинутой в VIII в.И. Кантом (Германия) и независимо от него П. Лапласом (Франция) концепции образования планет из пылевого вещества и газовой туманности. Кант и Лаплас обратили внимание на то, что Солнце горячее, а Земля х ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru