Познакомить учащихся со способом определения расстановки безударных окончаний у имён существительных в творительном падеже;
Формировать умения правильно писать окончания имён существительных в творительном падеже;
Развивать интеллектуальные способности детей;
Воспитывать любовь к русскому языку;
Ход урока:
Повторение изученного. Словарная работа: выпиши на карточку из словаря 10 слов, отмеченных звёздочкой на темы: "Город" - 6 слов, "Инструменты" - 4 слова. На месте орфограмм, ставь окошки. Поменяйтесь карточкой с соседом, вставьте пропущенные буквы, проверьте по словарю. Кто допустил ошибки, поднимите руку.
Составьте с одним из слов с безударным окончанием словосочетание и поставьте его в дательном падеже. Как проверили окончание?
Формулировка учащимися темы и цели урока.
Исходя из последней темы урока («Безударные окончания имён существительных в винительном падеже единственного числа»), определите тему сегодняшнего урока.
Ориентируясь на алгоритм, сформулируйте цель урока (алгоритм написан на доске):
Определение безударного окончания у существительных в творительном падеже.
Алгоритм
- поставь имя существительное в начальную форму и определи его склонение;
- поставь на место проверяемого проверочное слово того же склонения в той же форме;
- узнай в проверочном слове окончание и напиши такое же в проверяемом.
3. Работа над темой урока.
На доске написаны слова:
Газета, озеро, зверь, степь.
Определи склонение и род у каждого слова. Поставь данные слова в творительном падеже. Какие окончания имеют эти слова в творительном падеже? Докажите почему?
Физминутка.
Я буду называть слова в творительном падеже, а вы, если слово с безударным окончанием – подпрыгните, если с ударным – хлопните.
Рекой, пылью, светом, окном, сестрой, песней, кучкой.
Закрепление материала:
На доске столбики слов прилагательные в творительном падеже и существительные без окончаний. Задания соотнеси прилагательное с существительным, и у существительных поставь нужное окончание.
Старой печ.
Школьным мор.
Чёрным портфел.
Горячей улиц.
Прочитайте, какие словосочетания у вас получились. Какие окончания вставили у имён существительных? Почему?
Объясните, по какому признаку объединены все эти слова. Исправьте, ошибки у данных существительных:
учителИм, мамАй, речЕм, яблокАм.
Чем руководствовались при выполнении этого задания?
Составьте предложение с одним из слов так, чтобы оно осталось в творительном падеже, разберите его по членам. Каким членом предложения является выбранное вами существительное.
Итог урока.
Как мы определяли безударные окончания у имён существительных в творительном падеже? Чем руководствовались?
Другие статьи:
Специфика
внеклассной работы по литературе в 10 классе МСОШ №3, характеристика данного
класса, планирование предстоящего занятия с учетом
особенностей класса
Психолого-педагогическая характеристика класса Городская муниципальная средняя школа № 39, 10 класс "А", социально-экономический профиль, 11 девочек и 5 мальчиков, 14 – 15 лет, смены классного руководителя не происходило. Общая успеваемость в классе выше среднего. До общего уровня не дотягивают 3 ч ...
Обзор и анализ основных педагогических произведений Януша Корчака
Из всего литературного наследия легендарного польского педагога и писателя Януша Корчака трудно выделить отдельные педагогические работы. В принципе все его произведения: и публицистика, и сказки, и дневник, так или иначе, касаются вопросов воспитания и несут педагогическую тематику. В данной работе мы рассм ...