Урок литературы "Война - жесточе нету слова" по произведениям писателей-фронтовиков о Великой Отечественной войне

Педагогика как наука » Урок литературы "Война - жесточе нету слова" по произведениям писателей-фронтовиков о Великой Отечественной войне

Страница 3

- Как выглядит Сашка? (глава 2: «А вид у него был не ахти: обгоревшая, заляпанная грязью телогрейка вся в дырах, брюки ватные в клочьях, из дыр на коленях просвечивали другие брюки, диагоналевые, тоже протертые, и виднелись из них бежевые теплые кальсоны, а потом уж и тело синело; ушанка, задетая пулей (каски-то не всегда надевали), тоже растерзана, обмотки цвет свой потеряли и рыжи от налипшей глины, а руки черные, обожженные… Грели их над костром, а когда задремлешь на миг, падали они в огонь безжизненно, оттого и ожоги». Страшно, что у человека нет ничего личного, даже носового платка, Сашка два месяца не был в бане).

Обобщение

- Что можно сказать об особенностях изображения войны в повести Кондратьева? (Война Кондратьева – это правда солдатской жизни, в повести изображен тяжелый военный быт, в котором нет ни прошлого, ни будущего, только настоящее: пережить утренний минный обстрел, добыть махорки – и все это повседневные «заботы». И то, и другое одинаково важно. Даже подвиг – пленение немца не выглядит героически).

2 группа. К.Воробьев «Это мы, Господи!» 5 минут

- Как описывает Воробьев фашистские концлагеря? Как немцы относятся к военнопленным? Можно ли их пребывание в плену назвать жизнью? (Чтение или пересказ эпизодов: «Ползли танки, орудия, брички, кухни, сани…»;

каждый день из бараков выносили около 60-ти умерших, скидывали в огромную яму, не зарывая; если пленный просил добавить баланды, полицейский выбивал из его рук котелок и «выливалась из него сизая дрянь-жидкость, бухался горемыка на ток земли, утоптанный тысячью ног, и, не обращая внимания на побои, слизывал-грыз место, оттаявшее от пролитой баланды .»; « .Попыхивает комендант лагеря…»; «…от шести часов утра до восьми вечера пленные не получали даже капли воды»; «…эсэсовцы, вооруженные . железными лопатами…».

- Что делает с человеком голод? («…широкое и тупое чувство равнодушия ко всему да голодное посасывание под ложечкой»; «Страх, как и голод, истерзав и скомкав тело, делает его со временем бесчувственным, апатичным и ленивым к восприятию ощущений»; чтение или пересказ эпизодов: «Двести голосов просящих, умоляющих…»; «Съеден с крошками земли…»; «На тринадцатые сутки умышленного мора голодом …»).

Обобщение

- Какие чувства вызвали у вас страницы повести Воробьева? (Сашка говорит, что лучше погибнуть, чем попасть в плен. Я думаю, теперь вам понятно, почему).

3 группа. В.Быков «Сотников» 5 минут

- Центральной темой повести является, конечно же, предательство. Назовите предателей и объясните, почему они идут на такой страшный шаг. (В повести «Сотников» В.Быков рисует образы предателей: это «добрая тетка», которая, усадив Сотникова поесть, отправила свою восьмилетнюю дочь за полицаями. Что заставило ее сделать это? Скорее всего, желание выслужиться перед «новой властью». В поисках продовольствия Сотников и Рыбак попадают в дом старосты, который позже окажется рядом с ними в подвале фашистов. Этот человек становится старостой по просьбе местных жителей, иначе на его месте оказался бы Будила – огромный молодой мужик, жестокий палач, не знающий жалости. Он перешел на сторону врага по своему желанию, в душе он фашист. И, наконец, Рыбак, который, спасаясь любой ценой, говорит, где расположен отряд, главное для него – он будет жить! Рыбак мечтает выпутаться, выкрутиться, выкарабкаться, вывернуться, он обманывает сам себя, успокаивает себя тем, что потом, когда полицаи потеряют бдительность, он сбежит и будет мстить).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru