Урок литературы "Война - жесточе нету слова" по произведениям писателей-фронтовиков о Великой Отечественной войне

Педагогика как наука » Урок литературы "Война - жесточе нету слова" по произведениям писателей-фронтовиков о Великой Отечественной войне

Страница 4

- Что и кого предают люди на войне и можем ли мы оправдать их выбор? (Эти люди предают Родину, своих друзей, с которыми они вместе переносили все тяготы войны, а главное, они предают себя. От своей совести никуда не убежишь, хотя вряд ли «добрую тетку» или Будилу будут мучить угрызении совести).

Слово учителя.

- Таким образом, В.Быков показывает нам не ужасы физических мучений человека на войне, но ужасы мучений нравственных, не воинский подвиг, не одоление врага, а подвиг духовный, нравственный. Ужас ситуации состоит в том, что человек ставится перед выбором: погибнуть физически или духовно. И каждый выбирает для себя, что страшнее.

3. Синквейн «Война» (самое страшное на войне). 7 минут

- Итак, ребята, мы с вами окунулись в страшную атмосферу военных лет, увидели, что пережили советские люди за 4 года войны. Что можно добавить в наше ассоциативное поле?

- Подчеркните в ассоциативном поле то, что кажется вам самым страшным на войне. Напишите «стихотворение»:

1 строчка – существительное

2 строчка – 2 прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – предложение из 4-х слов

или сочинение-миниатюру.

Презентация работ в группах. Чтение лучших работ (по 1-2 от группы).

VII. «Привал» 5 минут

- А сейчас – небольшой привал. Разделите 800 граммов хлеба на 12 равных кусочков и попробуйте солдатскую пшенную кашу.

VIII. Человек на войне

- А теперь мы обратимся к образам героев прочитанных произведений и попытаемся понять, какая сила помогает им выжить в нечеловеческих условиях и оставаться людьми несмотря на все тяготы и ужасы военного времени.

1. Работа в группах – характеристика героев.

- Охарактеризуйте героев, подтвердив характеристики эпизодами из текста.

1 группа. Сашка 5 минут

Смелый, самоотверженный, заботливый, добродушный.

- Под обстрелом ползет к убитому немцу, чтобы снять с него валенки для ротного.

- Берет в плен немца, объясняет ротному, что взял его «дуриком», хотя потом думает: «Все же проявил смекалку и красноармейскую находчивость. И, что ни говори, смелость. Ведь с пустым диском немца догонял».

- В госпитале берет на себя вину лейтенанта Володьки, который бросил в упитанного тылового майора тарелку за то, что на ужин выдали им по две ложки каши. Ему, простому солдату, за это ничего не будет, а Володька мог пойти под трибунал.

Человек слова, милосердный.

- Получив приказ комбата расстрелять пленного немца, Сашка не может представить себе, как будет убивать безоружного человека, вот если бы ему встретились немцы, которые сожгли деревню, их он убивал бы беспощадно. А главное, по пути к комбату Сашка показывал немцу листовки, в которых говорилось, что советские солдаты относятся к пленным гуманно, немец отнесся к листовкам недоверчиво, а Сашка свято верил в из содержание. Кроме того, немец показался ему обыкновенным человеком, похожим на его деревенского приятеля. Как Сашка мог его убить?

- После ранения Сашка идет в тыл, по пути в лесу находит тяжело раненного и обещает прислать санитаров. Но, придя в госпиталь, боится, что санитары не найдут раненого, и сам отводит их в лес.

Умеет любить по-настоящему.

Сашка, идя в тыл, мечтает только об одном: встретить Зину, девушку, с которой он познакомился по дороге на передовую. Он не видел ее два месяца, а знаком с ней всего несколько часов, но она стала для него дороже всего на свете. Придя в тыл, он понимает, что Зина любит другого, и прощает ее, потому что на войне все скоротечно, человек живет одной минутой. Сашка прощает Зину и уходит, принимает решение съездить к родным. Он уходит, потому что любит Зину и хочет, чтобы она была счастлива.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Планирование и организация исследования по развитию вокально-хоровых навыков на уроках музыки
В ходе данного исследования базой практики выступило Муниципальное Образовательное Учреждение «Калининская средняя общеобразовательная школа», исследование проводилось в третьем классе на уроках музыки. В связи с темой квалификационной работы пред нами стоит задача – на практике проверить выдвинутую нами гип ...

Методические приёмы и средства формирования хронологических представлений младших школьников
В методике разработаны рекомендации по формированию у младших школьников представлений о линейности, необратимости, значительной протяженности исторического времени. Остановимся на некоторых из них. Важнейшим приёмом обучения является использование меловой «линии времени». Давно замечено, что детям гораздо л ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru