Урок литературы "Война - жесточе нету слова" по произведениям писателей-фронтовиков о Великой Отечественной войне

Педагогика как наука » Урок литературы "Война - жесточе нету слова" по произведениям писателей-фронтовиков о Великой Отечественной войне

Страница 4

- Что и кого предают люди на войне и можем ли мы оправдать их выбор? (Эти люди предают Родину, своих друзей, с которыми они вместе переносили все тяготы войны, а главное, они предают себя. От своей совести никуда не убежишь, хотя вряд ли «добрую тетку» или Будилу будут мучить угрызении совести).

Слово учителя.

- Таким образом, В.Быков показывает нам не ужасы физических мучений человека на войне, но ужасы мучений нравственных, не воинский подвиг, не одоление врага, а подвиг духовный, нравственный. Ужас ситуации состоит в том, что человек ставится перед выбором: погибнуть физически или духовно. И каждый выбирает для себя, что страшнее.

3. Синквейн «Война» (самое страшное на войне). 7 минут

- Итак, ребята, мы с вами окунулись в страшную атмосферу военных лет, увидели, что пережили советские люди за 4 года войны. Что можно добавить в наше ассоциативное поле?

- Подчеркните в ассоциативном поле то, что кажется вам самым страшным на войне. Напишите «стихотворение»:

1 строчка – существительное

2 строчка – 2 прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – предложение из 4-х слов

или сочинение-миниатюру.

Презентация работ в группах. Чтение лучших работ (по 1-2 от группы).

VII. «Привал» 5 минут

- А сейчас – небольшой привал. Разделите 800 граммов хлеба на 12 равных кусочков и попробуйте солдатскую пшенную кашу.

VIII. Человек на войне

- А теперь мы обратимся к образам героев прочитанных произведений и попытаемся понять, какая сила помогает им выжить в нечеловеческих условиях и оставаться людьми несмотря на все тяготы и ужасы военного времени.

1. Работа в группах – характеристика героев.

- Охарактеризуйте героев, подтвердив характеристики эпизодами из текста.

1 группа. Сашка 5 минут

Смелый, самоотверженный, заботливый, добродушный.

- Под обстрелом ползет к убитому немцу, чтобы снять с него валенки для ротного.

- Берет в плен немца, объясняет ротному, что взял его «дуриком», хотя потом думает: «Все же проявил смекалку и красноармейскую находчивость. И, что ни говори, смелость. Ведь с пустым диском немца догонял».

- В госпитале берет на себя вину лейтенанта Володьки, который бросил в упитанного тылового майора тарелку за то, что на ужин выдали им по две ложки каши. Ему, простому солдату, за это ничего не будет, а Володька мог пойти под трибунал.

Человек слова, милосердный.

- Получив приказ комбата расстрелять пленного немца, Сашка не может представить себе, как будет убивать безоружного человека, вот если бы ему встретились немцы, которые сожгли деревню, их он убивал бы беспощадно. А главное, по пути к комбату Сашка показывал немцу листовки, в которых говорилось, что советские солдаты относятся к пленным гуманно, немец отнесся к листовкам недоверчиво, а Сашка свято верил в из содержание. Кроме того, немец показался ему обыкновенным человеком, похожим на его деревенского приятеля. Как Сашка мог его убить?

- После ранения Сашка идет в тыл, по пути в лесу находит тяжело раненного и обещает прислать санитаров. Но, придя в госпиталь, боится, что санитары не найдут раненого, и сам отводит их в лес.

Умеет любить по-настоящему.

Сашка, идя в тыл, мечтает только об одном: встретить Зину, девушку, с которой он познакомился по дороге на передовую. Он не видел ее два месяца, а знаком с ней всего несколько часов, но она стала для него дороже всего на свете. Придя в тыл, он понимает, что Зина любит другого, и прощает ее, потому что на войне все скоротечно, человек живет одной минутой. Сашка прощает Зину и уходит, принимает решение съездить к родным. Он уходит, потому что любит Зину и хочет, чтобы она была счастлива.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Основные формы и методы внеклассной работы по географии
Содержание внеклассной работы определяет ее формы и способы проведения. При выборе форм, помимо содержания, во внеклассной работе учитывают возраст школьников, их интересы, уровень подготовки по географии, наличие свободного времени, реальные материальные возможности (например, при организации походов, экспе ...

Постановка проблемы и обоснование проекта
Практическое исследование проведено на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно-оздоровительного развития воспитанников № 24 «Искорки» г. Зеленогорска Красноярского края (МБДОУ д/с № 24 «Искорки»). Для ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru