Исторический аспект патриотического воспитания

Страница 3

Педагогические исследования по проблеме патриотического воспитания советского периода многочисленны и разнообразны. В них раскрываются как теоретико-методологические аспекты (сущность понятия «патриотизм» и «советский патриотизм», его характеристики, пути и средства формирования и пр.), так и прикладные (различные направления патриотического воспитания: военно-патриотическое, воспитание на трудовых и боевых традициях советского народа, взаимосвязь патриотического, эстетического, трудового воспитания учащихся различного возраста и др.).

А.С. Макаренко, рассматривая цели воспитания в советской школе, отмечал, что каждый воспитанник «должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом». При этом он подчеркивал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках, от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная». Школа должна воспитывать, считал он, образованных людей, квалифицированных работников, людей, имеющих организационные навыки, дисциплинированных, бодрых и жизнерадостных.

В 30-40 гг. вопросы патриотического воспитания освещались в работах В.В. Голубкова, В.А. Грузинской, О.М. Лобовой, В.А. Никольского, А.А. Озеровой, М.М. Сазоновой, Л.М. Фарбера и др.

Исследования по данной проблеме не прекращались и в период Великой Отечественной войны. Так, в работе И.А. Каирова раскрываются возможности внеклассных занятий патриотического содержания, сочинений на патриотические темы, форм и методов воспитания патриотических чувств учащихся.

В период после Великой Отечественной войны проблема патриотического воспитания подрастающего поколения приобретает особое значение. Это обусловлено тем, что патриотические чувства проявляются особенно ярко в трудные периоды развития страны, трудности войны и послевоенного восстановительного периода обусловили массовые проявления героизма и трудового патриотизма советских людей. Данные вопросы рассматривались в исследованиях педагогов того времени, в которых раскрывались и обосновывались различные аспекты патриотического воспитания учащихся общеобразовательной школы. Необходимо, однако, отметить, что все проблемы решались на основе решений партии и правительства, с учетом идей социализма и коммунизма.

Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания этого периода имеют работы В.А. Сухомлинского, который считал, что школа должна воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности. Определяя советский патриотизм как «благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству», В.А. Сухомлинский подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду для общества, как к патриотической деятельности, причем сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина.

Среди педагогических исследований, посвященных данной проблеме в 50-60 гг., выделяются работы И.С. Марьенко, М.А. Терентия, Ф.И. Хвалова.

И.С. Марьенко дал глубокий теоретический анализ проблемы патриотического воспитания, практические рекомендаций по формированию патриотического сознания учащихся во внеклассной работе, обосновал единство патриотического сознания, чувств и поведения учащихся. Его выводы и рекомендации внесли существенный вклад в разработку основных направлений патриотического воспитания того времени.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Концепция проблемного обучения
Концепция проблемного обучения связана с интенсификацией традиционного обучения, что предполагает поиск резервов умственного развития учащихся и, прежде всего, – творческого мышления, способности к самостоятельной познавательной деятельности. Разработка концепции обусловлена тем, что в последние годы быстро ...

Особенности старшего школьного возраста и их учет в организации классного коллектива
Одним из условий обеспечивающих эффективность педагогического управления развитием коллектива старшеклассников является учет педагогом возрастных особенностей учащихся. Старший школьный возраст (ранняя юность) охватывает период развития детей от 15 до 17 лет. К концу этого этапа завершается характерный для п ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru