Исторический аспект патриотического воспитания

Страница 1

Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества. Великие философы, педагоги уделяли этому вопросу значительное внимание с древнейших времен.

Так, в учении Конфуция, наряду с другими общечеловеческими ценностями, выделены и такие, как почитание старших, традиций, любовь к семье, народу, стране .

В концепциях воспитания Древней Греции характерной чертой было рассмотрение человека только в отношении его к государству, а не самого по себе. Граждане мелких самостоятельных рабовладельческих государств-полисов не могли мыслить себя вне Родины, которая гарантировала их существование, и поэтому высшей целью каждого гражданина и всего государства считалось благо полиса. В трудах Перикла идеалом человека представлен полноправный гражданин, сочетающий свои интересы с государственными, защищающий этические устои полиса, отличающийся высокой гражданской сознательностью и богатством духовной культуры. Эти идеи нашли отражение и в драматических произведениях того времени. В трагедиях Эсхила «Персы», «Семеро из Фив», Эврипида «Финикиянка» и др. главным лейтмотивом было прославление патриотических чувств, поступков людей, осознающих себя единым целым с государством.

Сократ считал, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия, которые человек должен стремиться осознать, к числу их он относил и любовь к Родине.

Демокрит утверждал, что результатом воспитания должен быть нравственный человек, умеренный во всем, действующий в соответствии с общественным долгом.

Я.А. Коменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей. Он писал в «Великой дидактике»: «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия».

Л.И. Лепелетье в «Плане национального воспитания» отмечал, что дети должны воспитываться в духе трудолюбия и преданности отечеству .

Г. Кершенштейнер, разрабатывая теорию трудовой школы, отмечал, что такая школа должна воспитывать в детях служение товарищам и государству, воспитывать людей, понимающих и поддерживающих цели государства, с благодарностью служащих ему, уважающих законы.

В российской науке проблеме патриотического воспитания также посвящено немало исследований. Выдающиеся педагоги считали патриотизм, стремление человека к процветанию Родины основой его духовной жизни. Так, А.Н. Радищев отмечал, что «истинный человек и сын отечества есть одно и то же», он «ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью». Раскрывая важные качества, которые по его мнению, должны быть присущи каждому человеку, он писал:» Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени отечества».

А.П. Куницьн в «Наставлении воспитанникам» подчеркивал, что основными задачами воспитания молодого поколения должны быть: «водворить в сердце сына праотеческие добродетели, учинившие бессмертным целое поколение; даровать согражданам истинного соревнователя в общественных пользах».

Важной задачей воспитательной работы учебного заведения он считал: «усилить круг преподавания таких предметов, которые способствовали бы ко внушению . любви к вере и добродетели, любви к Отечеству»

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Сравнительные возможности методов обучения
Опираясь на общие принципы обучения, учитель должен иметь представление о том, когда рационально применять соответствующие методы обучения, то есть знать их сравнительные возможности. При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями: 1. Соответствие методов принципам ...

Основные понятия об эмоциях
Эмоциональный мир человека очень сложен и богат. В психологии, характеризуя эмоциональные состояния человека, употребляют понятия «чувства» и «эмоции». В широком смысле эти понятия означают одно и то же. В более узком - эмоции есть элементарные переживания, выражающие реакцию удовлетворения или неудовлетворе ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru