Знакомство с понятием «ударение» в 1 классе

Период обучения грамоте – исключительно важный этап в формировании личности каждого ребёнка. Именно с уроков обучения грамоте начинается его школьная жизнь, на них он учится читать и писать, тем самым открывая себе путь к дальнейшему образованию.

Навык постановки ударения по программе «Школа 2100» формируется у учащихся еще в букварный период. Фонетический разбор позволяет совершенствовать этот навык и отрабатывать орфоэпические нормы. Успех изучения таких тем, как склонение имен существительных, прилагательных, спряжение глаголов и изучение целого ряда орфографических правил (правописание не и ни в отрицательных местоимениях, правописание суффиксов, наречий) определяется степенью сформированности этого навыка.

Для формирования навыков постановки ударения на данном этапе обучения грамоте используют следующие упражнения:

- Сравни слова. Есть ли какая-нибудь разница на письме? А на слух?

- Прислушайся, какой слог сильнее звучит?

- Придумай предложение со словом "руки", а теперь со словом "руки ".

В основной период обучения грамоте детям предлагаются задания вида:

- поставь ударение в словах (упр.7, упр.48);

- выпиши однокоренные слова, поставь в них ударение и подчеркни безударные гласные.

На стр.125 учебника приводится упражнение на знакомство со смыслоразличительной функцией ударения:

Подумай, зависит ли смысл слов от места ударения?

Охотник стрелял бе

лок. В яйце есть бело

к.

У зайца два длинных у

ха. Варилась уха

.

- Подчеркни слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному.

Собака сидит у воро

т. У рубахи вышит во

рот.

За рекой было село

. Солнце се

ло.

- Подумай, как можно распределить слова на две группы.

Гора, горка, трава, травка, нора, норка, стена, стенка.

В программе «Гармония» знакомство с понятием ударение также осуществляется в добуквенный период. Далее мы приведем фрагмент конспекта урока, который проводила учитель школы №61 при введении понятия ударения по программе «Гармония».


Другие статьи:

Диагностика выявления уровня экологических знаний и отношений детей к животным ближнего окружения
Представления Задание 1.1 Цель: выявить характер представлений ребёнка о живом. Используется метод индивидуальной беседы, включающей три части. В первой части беседы выявляются представления ребёнка о существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма. Для этого дошкольнику пре ...

Мышление подростка
Для подростка все большее значение начинает приобретать теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире - в системе исторически обусловленной реальности человеческого существования. Он психологически погружен в реальности предметного мира, образно- ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru