Период обучения грамоте – исключительно важный этап в формировании личности каждого ребёнка. Именно с уроков обучения грамоте начинается его школьная жизнь, на них он учится читать и писать, тем самым открывая себе путь к дальнейшему образованию.
Навык постановки ударения по программе «Школа 2100» формируется у учащихся еще в букварный период. Фонетический разбор позволяет совершенствовать этот навык и отрабатывать орфоэпические нормы. Успех изучения таких тем, как склонение имен существительных, прилагательных, спряжение глаголов и изучение целого ряда орфографических правил (правописание не и ни в отрицательных местоимениях, правописание суффиксов, наречий) определяется степенью сформированности этого навыка.
Для формирования навыков постановки ударения на данном этапе обучения грамоте используют следующие упражнения:
- Сравни слова. Есть ли какая-нибудь разница на письме? А на слух?
- Прислушайся, какой слог сильнее звучит?
- Придумай предложение со словом "руки", а теперь со словом "руки ".
В основной период обучения грамоте детям предлагаются задания вида:
- поставь ударение в словах (упр.7, упр.48);
- выпиши однокоренные слова, поставь в них ударение и подчеркни безударные гласные.
На стр.125 учебника приводится упражнение на знакомство со смыслоразличительной функцией ударения:
Подумай, зависит ли смысл слов от места ударения?
Охотник стрелял бе
лок. В яйце есть бело
к.
У зайца два длинных у
ха. Варилась уха
.
- Подчеркни слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному.
Собака сидит у воро
т. У рубахи вышит во
рот.
За рекой было село
. Солнце се
ло.
- Подумай, как можно распределить слова на две группы.
Гора, горка, трава, травка, нора, норка, стена, стенка.
В программе «Гармония» знакомство с понятием ударение также осуществляется в добуквенный период. Далее мы приведем фрагмент конспекта урока, который проводила учитель школы №61 при введении понятия ударения по программе «Гармония».
Другие статьи:
Особенности личностного и речевого развития детей дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи
общий недоразвитие речь пространственный В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было сформировано в результате многоаспектных исследований различных ...
Формирование географических представлений
Географические представления относятся к географически знаниям и образуют чувственную основу. Географические представления – это чувственно-наглядный образ, который в данный момент не воспринимается. Если понятие отражает сущность предмета и явления, то представление их внешнее проявление. Так, например, пос ...