Знакомство с понятием «ударение» в 1 классе

Период обучения грамоте – исключительно важный этап в формировании личности каждого ребёнка. Именно с уроков обучения грамоте начинается его школьная жизнь, на них он учится читать и писать, тем самым открывая себе путь к дальнейшему образованию.

Навык постановки ударения по программе «Школа 2100» формируется у учащихся еще в букварный период. Фонетический разбор позволяет совершенствовать этот навык и отрабатывать орфоэпические нормы. Успех изучения таких тем, как склонение имен существительных, прилагательных, спряжение глаголов и изучение целого ряда орфографических правил (правописание не и ни в отрицательных местоимениях, правописание суффиксов, наречий) определяется степенью сформированности этого навыка.

Для формирования навыков постановки ударения на данном этапе обучения грамоте используют следующие упражнения:

- Сравни слова. Есть ли какая-нибудь разница на письме? А на слух?

- Прислушайся, какой слог сильнее звучит?

- Придумай предложение со словом "руки", а теперь со словом "руки ".

В основной период обучения грамоте детям предлагаются задания вида:

- поставь ударение в словах (упр.7, упр.48);

- выпиши однокоренные слова, поставь в них ударение и подчеркни безударные гласные.

На стр.125 учебника приводится упражнение на знакомство со смыслоразличительной функцией ударения:

Подумай, зависит ли смысл слов от места ударения?

Охотник стрелял бе

лок. В яйце есть бело

к.

У зайца два длинных у

ха. Варилась уха

.

- Подчеркни слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному.

Собака сидит у воро

т. У рубахи вышит во

рот.

За рекой было село

. Солнце се

ло.

- Подумай, как можно распределить слова на две группы.

Гора, горка, трава, травка, нора, норка, стена, стенка.

В программе «Гармония» знакомство с понятием ударение также осуществляется в добуквенный период. Далее мы приведем фрагмент конспекта урока, который проводила учитель школы №61 при введении понятия ударения по программе «Гармония».


Другие статьи:

Методические рекомендации для социальных педагогов по адаптации детей младшего школьного возраста разведенных родителей
Анализ литературы по проблеме исследования, результаты диагностики послужили основанием для составления методических рекомендаций для социального педагога по организации социально – педагогической деятельности по адаптации детей младшего школьного возраста разведенных родителей. Индивидуальные рекомендации п ...

Интересы и способности подростков
"Очень важно верить в способности ребенка. Из позитивного окружения, которое вы создаете, он возьмет то, что ему необходимо. Для него ваша вера в его силы - достойная уважения предпосылка. Взрослый должен помогать, но не тянуть или толкать." В современных требованиях к школе четко прослеживается ва ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru