Особенности развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста

Педагогика как наука » Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста » Особенности развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста

Страница 2

Дети с увлечением включались в эту работу, некоторые дети выбирали ближайшее будущее, другие, очень немногие, будущее на другой планете. Дети выбравшие «путешествие в ближайшее будущее» (Каролина З., Коля К., Кай Ю.)составляли рассказ на основе представлений о школе, которые были получены на занятиях с воспитателем. Образы будущего создавались детьми фрагментарно, иногда прослеживалось единство пространства и времени (ситуативный уровень). Дети выбравшие «путешествие на другую планету» (Настя Т., Ваня С., Даша О.) рассказывали о супергероях из мультфильмов, но дети не могли создать образ будущего в деталях, не могли развить сюжет, не выделяли взаимосвязи пространства и времени (спонтанный уровень).

Задание 3. «Ветер».

Целью этого задания было выявление способности чувствовать единство ритма, пространства и времени в окружающем мире и соотносить это с внутренним чувством времени. Детям предлагалось свободно разместиться в зале и по команде начать передвигаться в разных направлениях. Условия задания: передвигаться нужно так, чтобы не сталкиваться с другими детьми и не мешать им в передвижении. Следует также учитывать характер команды: «Спокойный ветер» - передвигаться медленно, «Сильный ветер» - перемещаться, быстро подпрыгивая, «Вихрь» - очень быстро и легко бежать, меняя направление движения, «Стоп» - сразу же, но очень мягко остановиться.

Выполнение задания особого затруднения не вызвало. Большинство ребят справились с предложенным заданием, однако не все учитывали характер заданий (Настя Т., Залимхан Б., Коля К., Данил Б.), что говорит о том, что дети плохо чувствуют единство ритма, пространства и времени.

III. Диагностика художественного времени.

Задание 1. Игра «Машина времени».

Это задание-игра позволяет определить умение детей характеризовать художественное время. Детям предлагается по знакомой сказке попутешествовать в машине времени. Каждый раз при перемещении во времени или упоминании о времени машина времени делает остановку и «водитель» машины рассказывает, почему он сделал остановку. Чем больше остановок сделала машина, тем больше очков получает участник игры.

Дети самостоятельно не выделяли время в сказках, это происходило только с помощью педагога. Только после многократного повторения задания дети стали выделять и характеризовать время в художественных произведениях. Это еще раз подтверждает, что эти задания можно использовать не только для диагностики, но и для развития видов времени.

Задание 2. «Что чувствует твой любимый герой».

Это задание направлено на выявление цикличности в эмоциональных пережи­ваниях героев и умения сопереживать им в процессе драматурги­ческого построения сюжета. Детям предлагалось вспомнить любимую сказку или рассказ, в котором герой переживает по поводу каких-либо событий.

При проведении этого задания дети выбирали сказки и рассказы знакомые в этом возрасте. Это «Гуси-лебеди», «Сказка о золотой рыбке», «Волк и семеро козлят», «Кто сказал «мяу»?». В этих произведениях действительно ярко прослеживается развитие чувств героев, однако дети (Ваня С., Глеб А., Кай Ю., Даша О.) просто пересказывали сказки, и в их повествовании прослеживалось лишь спонтанное эмоциональное сопереживание героям (спонтанный уровень).

Задание. 3. «Щелкунчик и его друзья» или «Карнавал животных».

Это задание-сказка выявляет умение чувствовать в художественных произведениях единство ритма, времени и пространства и передавать их в собственной художественной деятельности. Детям предлагалось прослушать «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского. Педагог под музыку рассказывал о том, что Щелкунчик собрался на карнавал, а у него нет друзей, но он очень хочет устроить себе и другим праздник. Детям предлагалось придумать разнообразных героев, которые могли бы стать друзьями Щелкунчика. Условие было одно: все герои должны быть разные, и танцевать на балу они должны свой та­нец, который характеризует их характер, подвижность, особенности, величину. Педагогом давались примеры: черепаха медлительная и малоподвижная, воробей быстрый и легкий, слон тяжелый и неповоротливый, кошка мягкая и изящная и т.д. Во время карнавала включалась та же музыка, и детям предлагалось двигаться свободно по всему залу в ритме и темпе выбранного животного, не сталкиваясь с другими «животными».

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Состояние проблемы управления качеством образования
Состояние проблемы управления качеством современного образования определяется прежде всего факторами внешней среды, а именно социально-экономическими условиями деятельности субъектов, важнейшей составляющей которых выступает рынок труда. Мир труда радикально меняется, и большая часть знаний, которые студенты ...

Кризис подросткового возраста
По другому кризис подросткового возраста называют "Переходный", "трудный", "критический" Физиологические основы кризиса подросткового возраста: В подростковом возрасте в кровь начинает поступать огромное количество гормонов роста и половых гормонов. Благодаря их сложным и запута ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru