Система педагогической работы, направленная на развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста

Педагогика как наука » Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста » Система педагогической работы, направленная на развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Цель формирующего этапа эксперимента – разработка и апробация системы работы по развитию чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи формирующего эксперимента:

Подобрать дидактические игры и игры-упражнения для развития различных видов времени (физического, психического, художественного);

Практически применить дидактические игры и игры-упражнения в педагогической деятельности;

Исходя из контрольной диагностики, и с целью проведения формирующей части эксперимента были подобраны дидактические игры и игры-упражнения по развитию чувства времени.

Развитие чувства времени велось в трех направлениях:

развитие физического времени

Цель: формировать у детей знания о свойствах физического времени: линейности, цикличности, последовательности.

Для развития физического чувства времени, использовалась дидактическая игра «Путешествие в страну часов», целью которой являлось знакомство детей с разнообразием часов (часы-растения, «петушиные», водяные, сол­нечные, песочные, часы-свечи, механические, кварцевые, электронные, атомные) и с историей их появления (от «петушиных» до атомных). Эта игра способствует расширению и активизации словарного запаса, а также развивает память, мышление и любознательность. Эта игра сначала проводилась с участием педагога, который давал детям понятия о различных видах часов, рассказывал об их особенностях. Впоследствии дети сами играли в эту игру и рассказывали друг другу о часах.

Проводилась игра «Танец цветов», задачей которой, было научить детей использовать элементы эвритмии для самовыражения в процессе пластического фантазирования, а также научить детей чувствовать временные интервалы в 1, 3, 5 минут. Дети сами выбирали для себя любимый цветок, придумывали к нему движения под музыку, а когда музыка внезапно прекращалась, дети должны были застыть в любой позе.

Также в развитии физического чувства времени проводилась дидактическая игра "Как мы меняемся", целью которой являлось определение уровня понимания ребенком текучести времени. Детям необходимо было расположить картинки с изображением человека в различные возрастные этапы жизни в действительной последовательности.

Игра "Заколдованный путник". Играющие двигаются вокруг ведущего, который хлопает в ладоши и говорит:

Входишь ты в волшебный круг,

Замирает все вокруг!

Три минуты лишь пройдет,

Путник снова отомрет.

Можно назначать различные промежутки времени: полминуты лишь пройдет, две минуты лишь пройдет, но минутка лишь пройдет, пятьдесят секунд пройдет, двадцать пять секунд пройдет, семь секундочек пройдет и т.п.

С последним словом ведущий нажимает кнопку секундомера и начинает отсчет времени. Тот, кто наиболее точно почувствовал нужное время, становится ведущим.

Вариант:

Входишь ты в волшебный круг,

Замирает все вокруг.

Но как время истечет,

Путник снова отомрет.

С последними словами, играющие застывают, а ведущий включает секундомер. Через некоторое время секундомер выключается и раздается хлопок в ладоши или другой звуковой сигнал, по которому "застывшие" путники вновь оживают. Им предлагается отгадать, сколько времени они были "заколдованы". Кто называет самое близкое к действительному значению число, становится ведущим.

Также проводились игры на закрепление цикличности времени по временам года. Игра «Какое время года?» воспитывает умение соотносить текст с картинкой о времени года, также воспитывает сообразительность и быстроту мышления.

Игра «Когда это бывает?» закрепляет знания о частях суток, развивает связную речь, активизирует словарь.

Взрослый или ребенок по очереди загадывают какое-нибудь время суток и показывают, что они в это время делают. Например, утром - чистят зубы, вечером - раздеваются и т. д. Задача наблюдающего - определить, что делает водящий, и назвать время суток.

Второй вариант: взрослый или ребенок называет какое-нибудь время суток и показывает, что он в это время делает (несколько действий), но одно действие при этом заведомо неправильное. Например: утром встаю с постели, умываюсь, сплю.

2)развитие психического времени

Цель: развивать умение свободно перемещаться в прошедшее время, умение создавать образ будущего в деталях и развитии.

Игра «Было-будет» упражняет в правильном использовании слов о прошлом, настоящем и будущем. Детям предлагалось на основе художественных произведений определять, когда говорится о прошлом, когда о настоящем, а когда о будущем. После того как игру провели несколько раз, предложили детям усложненный вариант: воспитатель произносит слова «есть», «было», «будет», а дети придумывают к ним другие, подходящие по смыслу слова, чтобы получилось предложение.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Основные формы и методы внеклассной работы по географии
Содержание внеклассной работы определяет ее формы и способы проведения. При выборе форм, помимо содержания, во внеклассной работе учитывают возраст школьников, их интересы, уровень подготовки по географии, наличие свободного времени, реальные материальные возможности (например, при организации походов, экспе ...

Психолого-педагогическое обоснование понятия «познавательный интерес»
Познавательный интерес – важнейшая область общего интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его мн ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru