Динамика развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста

Педагогика как наука » Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста » Динамика развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Цель контрольного этапа эксперимента заключалась в выявлении качественных изменений в уровнях развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста игровыми средствами. Методика контрольного этапа исследования выстраивалась по аналогии с методикой констатирующего этапа с применением тех же самых заданий.

Повторное проведение заданий на выявление уровня восприятия у детей физического времени «Нарисуй картинку», «Танец листьев», «Всему свое время» позволило выявить качественные позитивные новообразования у детей экспериментальной группы. Дети научились устанавливать взаимосвязь между течением времени и собственной жизнью, чувствовали временные отрезки и соотносили изменения во времени и в деятельности и т.п. Объяснение этому заключается в том, что в дошкольном образовательном учреждении были созданы специально организованные виды деятельности, способствующие интериоризации знаний о времени.

При проведении повторной диагностики на выявление уровня восприятия психического чувства времени детям предлагались задания «Путешествие в прошлое», «Путешествие в будущее», «Ветер». Многие дети смогли свободно перемещаться в прошлое, используя прием обратного прокручивания, однако, образ будущего создать в деталях и развития смогли не все дети. У большинства детей была выявлена способность чувствовать единство ритма, пространства и времени в окружающем мире и соотносить это с внутренним чувством времени.

Повторная диагностика на выявление уровня восприятия художественного времени показала, что дети после нескольких повторений могут самостоятельно выделять и характеризовать время в сказках – задание «Машина времени». При проведении задания «Что чувствует твой любимый герой» было выявлено, что почти половина детей способны самостоятельно выявлять цикличность в эмоциональных переживаниях героев. Практически у всех детей в той или иной мере проявлялось сопереживание героям художественного произведения. При проведении задания – сказки «Щелкунчик и его друзья» дети не всегда чувствовали единство ритма, времени и пространства, лишь в движениях некоторых детей наблюдалось чувствование темпа, отображались ритмические особенности музыки.

Количественные данные приведены в таблице:

Итоговый этап эксперимента

Группы

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Уровни

Физическое

Психическое

Художественное

Физическое

Психическое

Художественное

Спонтан

ный

16%(4)

20%(5)

20%(5)

44%(11)

52%(13)

40%(10)

Ситуативный

32%(8)

40%(10)

32%(8)

36%(9)

28%(7)

36%(9)

Константный

48%(12)

36%(9)

44%(11)

16%(4)

16%(4)

20%(5)

Таким образом, контрольный этап исследования, цель которого состояла в выявлении качественных изменений в уровнях развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста игровыми средствами, а также о динамике этих изменений, позволил обнаружить количественные и качественные изменения, обусловленные применением системы игр, которая использовалась в процессе проведения работы. Основным достижением в качественных характеристиках явилось осознание детьми ценности и значимости категории время для жизни людей и их собственной жизнедеятельности. Наиболее активными методами, обеспечивающими достижение в формировании точных представлений о времени и понимание его смысла в жизнедеятельности человека, выступили "путешествия".

Развитие у детей чувства времени – это лишь одна сторона эстетического развития детей, но она очень действенная и результативная, поскольку процессы чувственного восприятия мира в целом необратимы – они оставляют «след» в душе ребенка и при благоприятных условиях вновь и вновь восстанавливаются и заявляют о себе в полную силу.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Экспериментальное обоснование технологии формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения
Для проверки на практике гипотезы исследования в 2010-2011 учебном году в профессиональных образовательных учреждениях г. Махачкалы (Профессиональный лицей №9, Профессиональное училище №17, Профессиональное училище №21, Профессиональный лицей ДГИНХ), в которых работали мастера профессионального обучения по с ...

Особенности работы логопеда по развитию мелкой моторики у детей – логопатов
Для детей - логопатов дошкольный возраст оказывается началом развития перцептивного действия. На основе проснувшегося у ребенка интереса к предметам, к игрушкам возникает и ознакомление с их свойствами и отношениями. Пятый год жизни становится переломным в развитии восприятия детей. Однако, те проблемы, кото ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru