Для определения эффективности проделанной нами работы по формированию мотивационной готовности к учению мы провели методику «Беседа Нежновой» (табл. 5).
В ходе обследования ребенку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника.
Возможные варианты ответов и их оценка
y А - Ориентация на содержание учебной деятельности (2 балла)
y Б - Ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни (1 балл)
y В - Ориентация на внешкольные виды деятельности (0 баллов)
Таблица 5 - Анализ эффективности проделанной работы
Вопросы беседы |
Варианты ответов |
Баллы |
1. Хочешь ли ты идти в школу? |
А — очень хочу Б — так себе, не знаю В — не хочу |
2 1 0 |
2. Почему ты хочешь идти в школу? |
А — интерес к учению, занятиям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т.д. Б — интерес к внешней школьной атрибутике: новая форма, книги, портфель и т.д. В — внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, «мама сказала» |
2 1 0 |
3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят к школе)? |
А — освоение некоторых навыков чтения, письма, счета: с мамой учили буквы, решали задачки и т.д. Б — приобретение формы, школьных принадлежностей. В — занятия, не относящиеся к школе |
2 1 0 |
4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится (не нравится) больше всего? (Предварительно у ребенка спрашивают, был ли он в школе) |
А — уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка Б — внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, перемены, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса В — уроки художественно-физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе |
2 1 0 |
5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как бы проводил свой день? |
А — занятия учебного типа: «Писал бы буквы, читал» и т.д. Б — дошкольные занятия: рисование, конструирование В — занятия, не имеющие отношения к школе: игры, гулянье, помощь по хозяйству, уход за животными |
2 1 0 |
Интерпретация результатов
- 10-9 баллов сформирована школьно-учебная ориентация ребенка и положительное отношение к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована);
- 8-5 баллов свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника);
- 4-0 баллов — ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована).
Результаты беседы показали, что у девяти испытуемых, что составляет 40,9 % от общего числа респондентов, присутствует школьно-учебная ориентация и положительное отношение к школе. У семи старших дошкольников, что в процентном соотношении составляет 31,8 %, выявлена начальная стадия формирования внутренней позиции школьника. Остальные шесть ребят (27,3 %) не проявляют интереса к школе, т. е. внутренняя позиция школьника не сформирована. Наглядно данные представлены в таблице 6 и на рисунке 4.
Другие статьи:
Условия эффективного осуществления воспитания этнической толерантности
в школе
Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Порою складывается ощущение, что искусство общения – это дар, которым обладают небольшая группа людей. Всех остальных – надо учить. Учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насил ...
Экспериментально-педагогическое исследование применения различных методик
для ознакомления старших дошкольников со свойствами воздуха и воды
Наша опытно-экспериментальная работа строилась по принципу систематизирования и обобщения всех знаний, полученных из методических и психологических трудов, упомянутых в данной работе. В своей практической деятельности мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей.Опыт проводился в старшей группе ...