Поражения опорно-двигательного аппарата можно разделить на виды:
- Церебральное поражение;
- Спинальное;
- Ампутационное.
Церебральное поражение – множественные двигательные расстройства, гипертонус мышц, развития контрактур, нарушение координации движений, атрофия мышц, двигательные расстройства, сопровождающиеся нарушением зрения, вестибулярного аппарата, речи, психики и др. функций.
Различают 3 степени тяжести дефекта:
- Легкая степень (могут свободно передвигаться);
- Средняя степень (при передвижении и самообслуживании нуждаются в помощи);
- Тяжелая степень (целиком зависят от окружающих).
Для двигательной сферы характерны нарушения:
- Опороспособности;
- Вертикальной позы;
- Равновесия;
- Ориентировки в пространстве;
- Согласованности дыхания и движения;
- Снижение уровня работоспособности;
- Быстрая утомляемость.
Спинальное поражение – расстройство функций тазовых органов, пролежни. При высоком поражении (шейном) нарушение дыхания, атрофия мышц, тугоподвижность суставов, отсутствие произвольных движений.
Ампутационное поражение – нарушение двигательного стериотипа функции опоры и ходьбы, координации движений вследствие ампутации конечности, уменьшении массы тела, уменьшении сосудистого русла. Тяжелое заболевание опорно-двигательного аппарата, стресс, нарушение обменных процессов в организме, процессов кровообращения, дыхания, изменение жизненных функций организма зависит от уровня ампутации конечности, характера операционного вмешательства.
Характерные двигательные расстройства для всех категорий:
- Вынужденное снижение двигательной активности, снижение энергетических затрат на мышечную работу;
- Ухудшение жизненно-необходимых физических качеств. Мышечной силы, быстроты и мощности движения, выносливости, ловкости, подвижности в суставах;
- Нарушение осанки. Деформация стоп, позвоночника, слабость мышечного корсета;
- Нарушение координационных способностей. Равновесие, устойчивости, ориентировки в пространстве и др.
Адаптивное физическое воспитание в коррекционных образовательных учреждениях VI вида
Понятие адаптивного физического воспитания
Основные направления АФВ:
- Формирование жизненно важных двигательных умений;
- Развитие двигательных способностей;
- Воспитание личности;
- Развитие сохранных анализаторов;
- Коррекция психических нарушений;
- Предупреждение возникновения вторичных отклонений;
- Коррекция и компенсация нарушений в двигательной сфере.
Формы двигательной активности:
- Уроки АФВ;
- Двигательная рекреация;
- Нетрадиционные виды двигательной активности;
- Здоровье сберегающие технологии;
- Физическая реабилитация (ЛФК, ритмика)
- Экстремальные виды двигательной активности.
Задача АФК предупредить развитие вторичных отклонений в опорно-двигательном аппарате, функции равновесия, в пространственной ориентировке, сердечнососудистой и дыхательной систем, рационально использовать средства адаптивной физической культуры.
Другие статьи:
Младший школьный возраст
Учебная деятельность младшего школьника предъявляет принципиально новые требования к нему по сравнению с игровой деятельностью, которая была ведущей в дошкольном возрасте. Школьнику понадобится некоторая степень готовности и включенности в учебную деятельность. Младший школьный возраст это период с 6 до 11 л ...
Анализ подходов к определению понятий «качество
образования»
и «качество профессионального образования» в педагогической теории и практике
Проблема качества образования - одна из центральных в современной образовательной политике и науке, потому что она связана с решением комплекса задач, направленных на развитие личности, ее подготовку к жизни в быстро меняющемся и противоречивом мире, личности с высокими нравственными устремлениями и мотивами ...