Поражения опорно-двигательного аппарата можно разделить на виды:
- Церебральное поражение;
- Спинальное;
- Ампутационное.
Церебральное поражение – множественные двигательные расстройства, гипертонус мышц, развития контрактур, нарушение координации движений, атрофия мышц, двигательные расстройства, сопровождающиеся нарушением зрения, вестибулярного аппарата, речи, психики и др. функций.
Различают 3 степени тяжести дефекта:
- Легкая степень (могут свободно передвигаться);
- Средняя степень (при передвижении и самообслуживании нуждаются в помощи);
- Тяжелая степень (целиком зависят от окружающих).
Для двигательной сферы характерны нарушения:
- Опороспособности;
- Вертикальной позы;
- Равновесия;
- Ориентировки в пространстве;
- Согласованности дыхания и движения;
- Снижение уровня работоспособности;
- Быстрая утомляемость.
Спинальное поражение – расстройство функций тазовых органов, пролежни. При высоком поражении (шейном) нарушение дыхания, атрофия мышц, тугоподвижность суставов, отсутствие произвольных движений.
Ампутационное поражение – нарушение двигательного стериотипа функции опоры и ходьбы, координации движений вследствие ампутации конечности, уменьшении массы тела, уменьшении сосудистого русла. Тяжелое заболевание опорно-двигательного аппарата, стресс, нарушение обменных процессов в организме, процессов кровообращения, дыхания, изменение жизненных функций организма зависит от уровня ампутации конечности, характера операционного вмешательства.
Характерные двигательные расстройства для всех категорий:
- Вынужденное снижение двигательной активности, снижение энергетических затрат на мышечную работу;
- Ухудшение жизненно-необходимых физических качеств. Мышечной силы, быстроты и мощности движения, выносливости, ловкости, подвижности в суставах;
- Нарушение осанки. Деформация стоп, позвоночника, слабость мышечного корсета;
- Нарушение координационных способностей. Равновесие, устойчивости, ориентировки в пространстве и др.
Адаптивное физическое воспитание в коррекционных образовательных учреждениях VI вида
Понятие адаптивного физического воспитания
Основные направления АФВ:
- Формирование жизненно важных двигательных умений;
- Развитие двигательных способностей;
- Воспитание личности;
- Развитие сохранных анализаторов;
- Коррекция психических нарушений;
- Предупреждение возникновения вторичных отклонений;
- Коррекция и компенсация нарушений в двигательной сфере.
Формы двигательной активности:
- Уроки АФВ;
- Двигательная рекреация;
- Нетрадиционные виды двигательной активности;
- Здоровье сберегающие технологии;
- Физическая реабилитация (ЛФК, ритмика)
- Экстремальные виды двигательной активности.
Задача АФК предупредить развитие вторичных отклонений в опорно-двигательном аппарате, функции равновесия, в пространственной ориентировке, сердечнососудистой и дыхательной систем, рационально использовать средства адаптивной физической культуры.
Другие статьи:
Общая характеристика детей с ЗПР
эмоциональный психический изотерапия дошкольник В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребёнка. Причиной такого отставания могут быть слабовыраженные орга ...
Описание диагностических материалов по исследованию проблемы социальной
адаптации детей младшего школьного возраста
С целью изучения проблемы социальной адаптации детей младшего школьного возраста нами были использованы диагностические методики: методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («Социометрия»); тест "Рисунок семьи"; тест "Дом. Дерево. Человек"; опросник для родителей. «Психол ...