Методики изучения звукопроизносительной стороны речи у детей

Страница 2

движения языка (высунуть язык, удержать по средней линии); сделать язык широким ("лопаточкой"), узким ("иголочкой"), попеременно узким – широким; поднять кончик языка за верхние резцы, опустить за нижние резцы; узким кончиком языка коснуться правого, затем левого углов рта.

3. Состояние звукопроизношения.

При исследовании состояния звукопроизношения определяется характер нарушения произношения гласных и согласных звуков (отсутствие, замена на другие звуки; искаженное, дефектное произношение, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков) в различных условиях произношения (изолированно; в слогах открытых, закрытых, со стечением согласных в словах – в начале, в конце, в середине; во фразах).

4. Состояние фонематических функций:

а) способность к фонематическому анализу:

выделение ударного гласного в начале слова (Аня, аист, осы, утро, иней;

выделение звука из слова:

звук [с]: сом, мак, нос, коса, утка, миска, дерево, автобус;

звук [ш]: дым, шар, нога, душ, книга, кошка, подушка, камыш;

звук [р]: рак, дом, перо, стакан, пирамида, машина, помидор;

звук [л]: сад, лом, шум, лапа, бумага, весло, самокат, булавка.

определение первого, последнего звука в слове (мак, топор, ландыш, самолет, палец);

способность осуществлять сложные формы фонематического анализа и фонематический синтез;

определение последовательности и количества звуков в слове (дым, ваза, коза, кошка, волк);

составление слова из последовательно названных звуков (: н, о, с; л, у, ж, а; т, а, п, к, а).

б) дифференциация звуков:

слуховая дифференциация звуков, не смешиваемых в произношении (бочка-почка, мошка-ложка, мышка-мишка, корка-горка);

слуховая дифференциация звуков, смешиваемых в произношении (рак-лак, гроза-глаза, угорь-уголь, суп-зуб, коса-коза, Луша-лужа, кочка-кошка, миска-мышка);

при повторении серий слогов:

та-да, ба-ма, да-га, ва-та, ка-га, ма-ка,

ба-на-ба, ка-ка-га, са-та-са, за-за-жа, ца-са-ца.

слухо-произносительная дифференциация звуков.

в) фонематические представления:

нахождение картинки, в названии которой есть заданный звук;

подбор слов с заданным звуком.

5. Состояние лексики:

а) для изучения состояния словаря существительных предлагается:

- обобщение картинок, одним словом;

- называние целого предмета и его частей:

стул - ножки, сиденье, спинка;

чайник – донышко, носик, крышка, ручка.

б) для изучения состояния глагольного словаря предлагается:

- называние действий по картинкам или по демонстрации:

птица – летает,

рыба – плавает,

заяц – прыгает,

собака – лает, кусает, играет, грызет.

- называние профессиональных действий (с использованием наименований профессий):

врач – лечит,

учитель – учит,

строитель – строит,

музыкант – играет,

маляр – красит.

в) для изучения состояния словаря прилагательных предлагается:

- называние цвета: красный, синий, желтый, зеленый, сиреневый, голубой, оранжевый;

- подбор определение к слову:

еж – колючий, серый,

роза – красивая, красная, алая,

машина – большая, грузовая,

небо – голубое.

6. Состояние грамматического строя речи. Особенности связной речи:

словообразование;

- изменение имен существительных по числам:

- изменение имен существительных по падежам:

У меня есть ручка (карандаш).

У меня нет ручки (карандаша).

Я пишу (рисую) ручкой.

Я говорю о ручке.

- употребление формы родительного падежа множественного числа:

Много чего?

- употребление предлогов (простых и сложных) на материале картинок и демонстрации действия.

- согласование имен прилагательных с существительными (называние цвета):

шар – красный.

кофта – красная

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Фонетические возрастные особенности речи детей
Усвоение правильного звукопроизношения происходит в течении довольно длительного времени (от3 до 5 лет), причем не у всех детей одновременно. Одни дети рано начинают правильно произносить все звуки (к 3-4 годам), другие усваивают их несколько позже (к 5-6 годам). Для произнесения одних звуков требуется прост ...

Факультатив как дона из форм внеурочной работы по учебным предметам
Как новая форма учебной работы факультативные занятия были введены ноябрьским (1966) Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы”. В этом постановлении были определены цели и задачи факультативных занятий, общий порядок их организации ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru