Методики изучения звукопроизносительной стороны речи у детей

Страница 2

движения языка (высунуть язык, удержать по средней линии); сделать язык широким ("лопаточкой"), узким ("иголочкой"), попеременно узким – широким; поднять кончик языка за верхние резцы, опустить за нижние резцы; узким кончиком языка коснуться правого, затем левого углов рта.

3. Состояние звукопроизношения.

При исследовании состояния звукопроизношения определяется характер нарушения произношения гласных и согласных звуков (отсутствие, замена на другие звуки; искаженное, дефектное произношение, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков) в различных условиях произношения (изолированно; в слогах открытых, закрытых, со стечением согласных в словах – в начале, в конце, в середине; во фразах).

4. Состояние фонематических функций:

а) способность к фонематическому анализу:

выделение ударного гласного в начале слова (Аня, аист, осы, утро, иней;

выделение звука из слова:

звук [с]: сом, мак, нос, коса, утка, миска, дерево, автобус;

звук [ш]: дым, шар, нога, душ, книга, кошка, подушка, камыш;

звук [р]: рак, дом, перо, стакан, пирамида, машина, помидор;

звук [л]: сад, лом, шум, лапа, бумага, весло, самокат, булавка.

определение первого, последнего звука в слове (мак, топор, ландыш, самолет, палец);

способность осуществлять сложные формы фонематического анализа и фонематический синтез;

определение последовательности и количества звуков в слове (дым, ваза, коза, кошка, волк);

составление слова из последовательно названных звуков (: н, о, с; л, у, ж, а; т, а, п, к, а).

б) дифференциация звуков:

слуховая дифференциация звуков, не смешиваемых в произношении (бочка-почка, мошка-ложка, мышка-мишка, корка-горка);

слуховая дифференциация звуков, смешиваемых в произношении (рак-лак, гроза-глаза, угорь-уголь, суп-зуб, коса-коза, Луша-лужа, кочка-кошка, миска-мышка);

при повторении серий слогов:

та-да, ба-ма, да-га, ва-та, ка-га, ма-ка,

ба-на-ба, ка-ка-га, са-та-са, за-за-жа, ца-са-ца.

слухо-произносительная дифференциация звуков.

в) фонематические представления:

нахождение картинки, в названии которой есть заданный звук;

подбор слов с заданным звуком.

5. Состояние лексики:

а) для изучения состояния словаря существительных предлагается:

- обобщение картинок, одним словом;

- называние целого предмета и его частей:

стул - ножки, сиденье, спинка;

чайник – донышко, носик, крышка, ручка.

б) для изучения состояния глагольного словаря предлагается:

- называние действий по картинкам или по демонстрации:

птица – летает,

рыба – плавает,

заяц – прыгает,

собака – лает, кусает, играет, грызет.

- называние профессиональных действий (с использованием наименований профессий):

врач – лечит,

учитель – учит,

строитель – строит,

музыкант – играет,

маляр – красит.

в) для изучения состояния словаря прилагательных предлагается:

- называние цвета: красный, синий, желтый, зеленый, сиреневый, голубой, оранжевый;

- подбор определение к слову:

еж – колючий, серый,

роза – красивая, красная, алая,

машина – большая, грузовая,

небо – голубое.

6. Состояние грамматического строя речи. Особенности связной речи:

словообразование;

- изменение имен существительных по числам:

- изменение имен существительных по падежам:

У меня есть ручка (карандаш).

У меня нет ручки (карандаша).

Я пишу (рисую) ручкой.

Я говорю о ручке.

- употребление формы родительного падежа множественного числа:

Много чего?

- употребление предлогов (простых и сложных) на материале картинок и демонстрации действия.

- согласование имен прилагательных с существительными (называние цвета):

шар – красный.

кофта – красная

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Основные характеристики эмоционального развития детей дошкольного возраста
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. С первых дней жизни ребёнок сталкивается с многообразием окружающего мира: людьми, предметами, событиями. Окружающие ребёнка взрослые знакомят малыша с многообразием природного и социального мира, в той или ...

Разработка занятий по МХК с использованием инновационных технологий
Предмет «мировая художественная культура» на базовом уровне входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования в социально-гуманитарном и филологическом профилях, а также в классах универсального обучения. На профильном уровне изучение мировой художе ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru