Содержание коррекционной работы по развитию фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи

Педагогика как наука » Коррекционная работа по преодолению нарушений звукопроизносительной стороны речи на основе комплексного подхода у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием » Содержание коррекционной работы по развитию фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи

Страница 3

На фронтальных занятиях организуются совместные игры, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.

Задачи и содержание индивидуальных и подгрупповых занятий:

Развитие артикуляционного праксиса.

Фонационные упражнения.

Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях.

Вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков.

Первоначальный этап автоматизации исправленных звуков в облегченных фонетических условиях.

Основная цель подгрупповых занятий – первоначальное закрепление поставленных логопедом звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для трех-четырех детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи.

На занятии осуществляется:

закрепление навыков произношения изученных звуков;

отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;

воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых слов;

расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;

закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальном занятии звуков.

Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в группах периодически меняется в течение года. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка.

Индивидуальная логопедическая работа проводится с теми детьми, у которых имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава, отдельные специфические проявления недоразвития речи, выраженные отклонения в строении артикуляционного аппарата и т.д. индивидуально-подгрупповая работа включает в себя:

закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Сюда, как правило, включаются гласные (а, о, у, и, э, я), наиболее доступные согласные звуки (м-мь, н-нь, п-пь, т-ть, к-кь, ф-фь, в-вь, б-бь, д-дь, г-гь и т.д). Нередко многие из них звучат в речевом потоке несколько смазано, произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому необходимо произношение каждого звука уточнить, закрепить более четкую артикуляцию. Это позволит активизировать артикуляционный аппарат, создать условия для спонтанного появления в речи отсутствующих звуков;

постановку отсутствующих в речи ребенка звуков, которая осуществляется общепринятыми в логопедии методами. Последовательность появления в речи детей этих звуков зависит от того, какие конкретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности: с-сь, з-зь, ц, ш, ж, ч, щ. озвончение начинается с з и б, в дальнейшем от звука з ставится звук ж, от б – д, от д – т. Последовательность постановки сонорных р и л определяется тем, какой звук поддается коррекции быстрее. При условии одновременной постановки нескольких звуков, относящихся к разным фонетическим группам, логопед имеет возможность подготовить детей к фронтальным занятиям. Постановке звуков предшествует работа по подготовке подвижности и дифференцированности органов артикуляционного аппарата. Важно, чтобы артикуляционные установки для ребенка, были вполне осознанными. Поэтому логопед не только показывает, но и описывает каждый артикуляционный уклад при воспроизведении звуков, привлекая слуховой, зрительный и кинестетический анализаторы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другие статьи:

Учебно-исследовательская деятельность шестиклассников
Существенное отличие развивающего обучения на материале математики как обучение математике от традиционного изучения этого предмета в школе авторы экспериментальных программ видят, прежде всего, в том, что: особый способ организации материала и деятельности по его усвоению позволяют формировать у детей содер ...

Обучение просмотровому чтению английских текстов учеников 7 класса средней школы
Данная работа посвящена одному из основных аспектов в изучении иностранного языка в средней школе – чтению. В ходе работы были рассмотрены многие работы крупных ученых, психологов и педагогов 20 века, изучающих данную тему (Аракин, Корндорф, Миролюбов, Фоломкина, Рахманов). Чтение представляет собой одно из ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru