Содержание коррекционной работы по развитию фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи

Педагогика как наука » Коррекционная работа по преодолению нарушений звукопроизносительной стороны речи на основе комплексного подхода у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием » Содержание коррекционной работы по развитию фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи

Страница 5

Работа по развитию фонетической стороны речи проводится одновременно с работой по различению фонем родного языка. От умения ребенка правильно воспринимать и правильно произносить имеющиеся в его речи звуки во многом зависит точное воспроизведение звукослоговой структуры слов. Направленность внимания на звуковую сторону языка, на обработку фонем из разных противопоставляемых групп позволяет активизировать фонематическое восприятие. Систематические, последовательные занятия по обработке двух звуков, по дифференциации часто смешиваемых звуков обеспечивают основу для подготовки детей к овладению элементами грамоты.

Работа по дифференциации звуков осуществляется в несколько периодов:

На первом периоде закрепляются навыки произношения звуков: а, у, и, р, э, ы; п, п’, т, т’, к, к’, х, х’, j, л’ (изолированно, в слогах , в словах, предложениях). Дети учатся различать эти звуки изолированно, в слоговых сочетаниях, в словах, в предложениях, в речевом потоке. Запоминать и воспроизводить звуковой ряд; воспроизводить звукослоговые ряды с различной интонацией, силой голоса, ударением, предлагаемым логопедом. Развивать языковую способность детей путем привлечения внимания к звуковой оболочке слова; развивать слуховое внимание, слуховую память; учить различать интонационные средства выразительности в речи логопеда (чтение стихотворений); учить правильно пользоваться восклицательной, вопросительной и повествовательной интонацией; развивать речевое дыхание; развивать динамический праксис рук (по образцу, по инструкции); знакомить детей с анализом и синтезом обратных слогов.

Предложенная последовательность отработки звуков обеспечивает поэтапную работу над фонемами, постепенный переход от более легких к сложным звукам. Это помогает, в свою очередь, постепенному усвоению детьми фонематической системы языка. В процессе обучения произношению следует воспитывать у детей стойкий познавательный интерес, активизировать мыслительную деятельность, постоянно ставить посильные и в то же время требующие определенного напряжения задачи. Работа по развитию произношения проводится одновременно с работой по развитию слухового восприятия.

В течение всего периода обучения детей учат четко, даже утрированно, воспроизводить гласные звуки, угадывать их по беззвучной артикуляции, слышать и выделять в ряду других звуков. Включаются упражнения по удерживанию в памяти ряда, состоящего из трех – четырех звуков. Учитывая возрастные особенности детей, все задания предлагаются в игровой форме.

На втором периоде у детей закрепляются навыки правильного произношения и различения на слух звуков: л’-j, ы-и, с-с’, з-з’, ц, б-п, ш, ж, с-ш, с-ш-з-ж. Дети учатся дифференцировать на слух звуки, выделять их в ряде других звуков; находить звуки в слове и определять его место в слове; выделять гласный звук в положении после согласного. Закрепляется навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных; вырабатывать умение различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи. Дети учатся составлять предложение по опорным словам, по картине, серии картин, пересказ; заучивать стихотворение;

На индивидуальных занятиях продолжаются постановка отсутствующих звуков и их автоматизация. По-прежнему эта работа предопределяет содержание фронтальных занятий. Новым по сравнению с 1 периодом является усиление направленности на дифференциацию (на слух и в произношении) звуков по принципу твердости-мягкости, глухости-звонкости. Наибольшее количество фронтальных занятий посвящается закреплению и дифференциации свистящих звуков (с-сь, з-зь, ц). По мере включения в лексический материал новых звуков детей знакомят с изменением форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другие статьи:

Теоретические вопросы исследования степени развития младших школьников
В начале века были сделаны первые попытки экспериментального исследования умственного развития детей. Министерство просвеще­ния Франции заказало известному психологу А. Бине разработку методики отбора детей в специальные школы. И уже с 1908 начинается тестовое обследование ребенка, появляются измерительные ш ...

Клинико-психолого-педагогическая характеристика школьников с нарушением интеллекта
нарушение школьник интеллект познавательный Нарушение интеллекта – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Именно эти признаки: стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение должны в первую очередь учитываться при ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru