Содержание коррекционной работы по развитию фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи

Педагогика как наука » Коррекционная работа по преодолению нарушений звукопроизносительной стороны речи на основе комплексного подхода у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием » Содержание коррекционной работы по развитию фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи

Страница 5

Работа по развитию фонетической стороны речи проводится одновременно с работой по различению фонем родного языка. От умения ребенка правильно воспринимать и правильно произносить имеющиеся в его речи звуки во многом зависит точное воспроизведение звукослоговой структуры слов. Направленность внимания на звуковую сторону языка, на обработку фонем из разных противопоставляемых групп позволяет активизировать фонематическое восприятие. Систематические, последовательные занятия по обработке двух звуков, по дифференциации часто смешиваемых звуков обеспечивают основу для подготовки детей к овладению элементами грамоты.

Работа по дифференциации звуков осуществляется в несколько периодов:

На первом периоде закрепляются навыки произношения звуков: а, у, и, р, э, ы; п, п’, т, т’, к, к’, х, х’, j, л’ (изолированно, в слогах , в словах, предложениях). Дети учатся различать эти звуки изолированно, в слоговых сочетаниях, в словах, в предложениях, в речевом потоке. Запоминать и воспроизводить звуковой ряд; воспроизводить звукослоговые ряды с различной интонацией, силой голоса, ударением, предлагаемым логопедом. Развивать языковую способность детей путем привлечения внимания к звуковой оболочке слова; развивать слуховое внимание, слуховую память; учить различать интонационные средства выразительности в речи логопеда (чтение стихотворений); учить правильно пользоваться восклицательной, вопросительной и повествовательной интонацией; развивать речевое дыхание; развивать динамический праксис рук (по образцу, по инструкции); знакомить детей с анализом и синтезом обратных слогов.

Предложенная последовательность отработки звуков обеспечивает поэтапную работу над фонемами, постепенный переход от более легких к сложным звукам. Это помогает, в свою очередь, постепенному усвоению детьми фонематической системы языка. В процессе обучения произношению следует воспитывать у детей стойкий познавательный интерес, активизировать мыслительную деятельность, постоянно ставить посильные и в то же время требующие определенного напряжения задачи. Работа по развитию произношения проводится одновременно с работой по развитию слухового восприятия.

В течение всего периода обучения детей учат четко, даже утрированно, воспроизводить гласные звуки, угадывать их по беззвучной артикуляции, слышать и выделять в ряду других звуков. Включаются упражнения по удерживанию в памяти ряда, состоящего из трех – четырех звуков. Учитывая возрастные особенности детей, все задания предлагаются в игровой форме.

На втором периоде у детей закрепляются навыки правильного произношения и различения на слух звуков: л’-j, ы-и, с-с’, з-з’, ц, б-п, ш, ж, с-ш, с-ш-з-ж. Дети учатся дифференцировать на слух звуки, выделять их в ряде других звуков; находить звуки в слове и определять его место в слове; выделять гласный звук в положении после согласного. Закрепляется навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных; вырабатывать умение различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи. Дети учатся составлять предложение по опорным словам, по картине, серии картин, пересказ; заучивать стихотворение;

На индивидуальных занятиях продолжаются постановка отсутствующих звуков и их автоматизация. По-прежнему эта работа предопределяет содержание фронтальных занятий. Новым по сравнению с 1 периодом является усиление направленности на дифференциацию (на слух и в произношении) звуков по принципу твердости-мягкости, глухости-звонкости. Наибольшее количество фронтальных занятий посвящается закреплению и дифференциации свистящих звуков (с-сь, з-зь, ц). По мере включения в лексический материал новых звуков детей знакомят с изменением форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другие статьи:

История развития воспитания этнической толерантности
Появление интереса людей к проблемам признания, принятия, понимания ими представителей других культурных сообществ исторически связано с открытием ранее неизвестных миров. Так что начало истории развития этнической толерантности можно соотнести с историей самых первых наиболее крупных миров, включающих множе ...

Психолого - педагогические особенности детей младшего школьного возраста из разведенных семей
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6 - 7 до 9 - 11 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало обучени ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru