Содержание коррекционной работы по развитию фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи

Педагогика как наука » Коррекционная работа по преодолению нарушений звукопроизносительной стороны речи на основе комплексного подхода у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием » Содержание коррекционной работы по развитию фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи

Страница 4

В работе над произношением выделяются этапы – собственно постановка звука при изолированном произношении и отработка его в сочетании с другими звуками в слогах, словах. Приемы постановки и коррекции звуков разнообразны и специфичны не только для каждого звука, но и для отдельного случая. Постановке звуков предшествует, как правило, подготовительные артикуляционные упражнения. Для выработки дыхательной струи. При этом максимально используется зрение, осязание и кинестетические ощущения.

При отработке звука в сочетании с другими звуками рекомендуется придерживаться определенной системы: учим произносить звук в слоге и сразу же в слове, из которого выделяем заданный звук:

в открытых слогах (звук в ударном слоге): са – сани, сук – сук, со – совы, сы – сын;

в обратных слогах: ос – нос;

в закрытых слогах: сос – сосна;

в стечении с согласными: ста – станок, сту – стук, ска – миска;

в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге: маска, киска, миска.

Мягкий звук отрабатывается после твердого в той же последовательности.

Очень полезны слоговые упражнения с постепенным наращиванием слогов, с переменными ударениями.

Дифференциация звуков осуществляется в следующей последовательности. Например: са-ша, ша-са; саша- шаса; саш-шос; сашаса-шасаша и т.п.

В период закрепления большое значение придается неоднократному повторению слов, включающих заданный звук.

Одновременно с постановкой звуков проводятся упражнения по их различению на слух. Восприятие звука стимулирует правильное произношение, а четкая, осознанная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему различению звуков. Поэтому с первых занятий детей приучают узнавать звук даже в том случае, если ребенок самостоятельно этот звук произносить еще не может. Концентрация внимания детей на звуковой стороне языка, на отрабатываемых звуках воспитывает активность и осознанность фонематического восприятия.

Содержание фронтальных занятий.

К работе на фронтальных занятиях дети готовятся на индивидуальных и подгрупповых. На фронтальных занятиях изучаются только те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми изолированно и в облегченных фонетических условиях.

Фронтальные занятия включают в себя несколько этапов, все они тесно связаны между собой и взаимообусловлены.

Первый этап – закрепление правильного произношения изучаемого звука. При подборе лексического материала необходимо предусмотреть его разнообразие, насыщенность изучаемым звуком, при этом исключить по возможности дефектные и смешиваемые звуки. Рекомендуется включить упражнения на употребление усвоенных детьми лексико-грамматических категорий (единственное и множественное число существительных, согласование прилагательных и числительных с существительными, приставочные глаголы и т.д.), а также различные виды работ, направленные на развитие связной речи (составление предложений, распространение их однородными членами, составление рассказов по картине, серии картин, пересказ). В процессе выработки правильного произношения звуков логопед учит детей сопоставлять изучаемые звуки, делать определенные выводы о сходстве и различии между ними в артикуляционном укладе, способе их артикулирования и звучания.

Второй этап – дифференциация звуков (на слух и в произношении). Процесс овладения детьми произношением предусматривает активную мотивацию, насыщенную познавательную работу по наблюдению над звуками речи, словами, морфологическими элементами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другие статьи:

Общие требования к современному уроку истории. Особенности урока истории
В настоящее время актуальнее, чем раньше, стали слова: хорошие, качественные, эффективные уроки. Каждый учитель стремится их проводить. Но всегда ли они получаются? От чего это зависит? И что такое современный, хороший (качественный) урок? Дать хороший (качественный) урок – дело непростое даже для опытного у ...

Состояние работы логопедов по развитию мелкой моторики у детей 6-го года жизни с дизартрией на логопедических занятиях
Согласно данным речевых карт все дети экспериментальной группы имеют логопедическое заключение – дизартрия. Дети посещают старшую логопедическую группу. Цель констатирующего эксперимента – выявление состояния уровня сформированности мелкой моторики рук у детей 6-го года жизни с дизартрией. Задачами констатир ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru