Организация групповой работы на уроке

Страница 1

Групповая работа позволяет привить ребятам навыки делового общения, совместного поиска и принятия решений, межгруппового взаимодействия, взаимной терпимости, умение преодолевать возникающие межличностные противоречия.

В процессе группового взаимодействия приходит применение ценностей и потребностей других. В группе учащийся чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим.

Групповая работа может быть организована на уроках математики при закреплении пройденного материала, а также при изучении нового, когда материал достаточно прост в изучении. Примеры уроков обоих типов представлены ниже.

Урок изучения нового материала.

"Показательные уравнения" (Мордкович А. Г. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.).

Цели:

образовательные - формирование умения решения показательных уравнений, обобщение и систематизация знаний о показательной функции;

воспитательные - создание условий для воспитания навыков делового общения, сотрудничества;

развивающие - создание условий для развития умения анализировать, сравнивать, проводить аналогии, конкретизировать.

Организация урока.

Учитель заранее готовит программированные карты (см. приложение 3.1), в которых содержатся подробные указания по изучению нового материала и формирует группы из четырех человек. На уроке учащиеся объединяются в группы, каждая из них получает программированную карту и выполняет задания. Группа, выполнившая первую часть заданий, обращается к учителю. Он проверяет правильность выполнения и дает индивидуальное задание каждому из учащихся, которое они должны выполнить за определенное время. Выполнив его, они могут приступать к прохождению второго этапа и т. д. В конце урока учитель подводит итоги проделанной работы, высказывает свои замечания.

Урок - закрепление

"Показательные уравнения и неравенства " (Мордкович А. Г. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.).

Цели:

образовательные - закрепление умений решения показательных уравнений и неравенств;

воспитательные - создание условий для развития отношений взаимопомощи, сотрудничества, взаимоответственности;

развивающие - создание условий для развития умения анализировать, сравнивать, проводить аналогии, конкретизировать.

Организация урока.

Учитель заранее формирует группы из четырех человек таким образом, чтобы в каждой группе оказалось хотя бы по одному сильному ученику. Им он дает в качестве домашнего задания материал, который все остальные будут решать на следующем уроке, проверяет и разбирает вместе с ними ошибки, собирает тетради. На уроке учитель объединяет учащихся в группы и сильные ученики прорешавшие данные задания становятся консультантами, объясняют решение задач, вызывающих затруднения у участников группы.

По окончании урока консультант выставляет коэффициент трудового участия каждому из учащихся, работающих в его группе.

Эффективность управления развитием коллектива зависит от того, насколько педагог умеет поддержать попытки учащихся внести свой собственный вклад в групповые отношения, почувствовать себя нужным, что дает ощущение причастности, включенности в жизнь класса - мощного фактора личностного развития (повышение самоуважения). Ученики с высоким самоуважением могут лучше и больше вносить в групповые отношения, их вклад неповторим и оригинален. Так по спирали идет процесс развития коллектива. Помощь ученикам в построении и развитии групповых отношений основывается на следующих принципах:

1. Поддержка личного вклада учеников в процесс улучшения жизни своего класса. Чем больше ответственности в действиях ученика мы хотим видеть, тем больше возможностей для свободных самостоятельных выборов мы должны ему дать. В решении каких-то проблем учебного процесса получают определенную независимость и легитимную власть.

2. Приглашение учеников помогать педагогу ежедневно в решении самых разных учебных задач. Первый шаг в формировании чувства причастности - обращаться как можно чаще к ученикам за помощью в решении дежурных классных проблем.

3. Приучение их высказывать и обосновывать мнение и предпочтения, касающиеся учебного процесса. Можно предоставить учащимся выбор того, в какой форме будет осуществлен контроль знаний по конкретной теме: устный, зачет, письменный зачет, контрольная и т. д.; различные варианты домашних заданий. Такие приемы формируют у учеников ощущение причастности, а учителям дают свежие впечатления от многолетнего преподавания одного и того же. Старшие школьники могут выбирать курсы, ставить личные цели обучения, подписывать контракты.

4. Принятие правил вместе с учениками. Правила, которые устанавливаются в классе это закон, как для преподавателя, так и для учеников. Настоящая цель правил - помочь учителю эффективно учить, ученику - эффективно учиться, и классу - эффективно функционировать. Учитель со своими учениками создают правила жизни в классе: те, которые описывают все вещи, способствующие хорошей жизни и приятной учебе и те, которые запрещают делать жизнь в классе трудной, запрещают срывать учебу.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Система хронологических представлений школьников
Ведущие методисты советского периода разрабатывали систему изучения хронологии, ими были разработаны различные методы и приёмы, позволяющие обеспечить на уроке усвоение хронологических сведений, варианты объяснения наиболее сложных тем, например: «Счёт лет в истории», «Соотнесение века с тысячелетием», «Реше ...

Методики коррекционного обучения
Методология специальной психологии, как и всей отечественной психологии, базируются на общих методологических положениях диалектического материализма. Большое значение для понимания психического развития имеет значение принцип детерминизма. Он означает, что все психические явления, понимаются как проявления, ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru