Формы и методы управления развитием коллектива учащихся старших классов

Педагогика как наука » Формы и методы управления развитием коллектива учащихся старших классов

Воспитательный процесс в современной российской школе под влиянием ряда объективных социально-экономических факторов претерпевает значительные изменения. Усиливается тенденция к повышению воспитательного потенциала современных школ за счет создания в них гуманистических систем. Вместе с тем появилась тенденция к крайней индивидуализации в воспитании подрастающего поколения. В результате разрушаются межличностные отношения, усиливается отчуждение среди молодого поколения.

Кризис детских общественных и политических организаций в школе - с одной стороны, провозглашение индивидуализма с другой, вступают в противоречие с объективно существующей потребностью учащихся разного возраста в общении, в совместной деятельности, в общих эмоциональных переживаниях, в коллективе сверстников. Для педагогов ученический коллектив выступает в качестве инструмента организации и совершенствования воспитательного процесса, направленного на личностное развитие входящих в него школьников.

Основным структурным элементом школы является класс. Он существенный фактор воспитывающего влияния школы на учащихся, здесь складывается определенная система межличностных отношений влияющих и весьма действенно на процессы индивидуального развития входящих в него школьников.

Школьный класс это потенциальный коллектив, в котором при его достаточно высоком уровне развития складываются отношения ответственной зависимости, взаимопонимания, взаимоуважения, существуют условия для творческого самовыражения личности, самореализации, ученик ощущает свою защищенность, причастность к коллективу.

В случае, если этого не происходит, школьник ощущает постоянный дискомфорт, который может влиять на результаты учебы, и часто приводит к поиску возможности самоутверждения в различных неформальных объединениях, группах не всегда благоприятно влияющих на личность школьника.

Исследования, проведенные нами в 11 классе 99 школы показали: только 8 % учащихся считают свой класс дружным, а 36 % говорят о часто возникающих ссорах в классе; 44 % учащихся отмечают, что провинившиеся ученики за свои проступки в ответе только перед директором, завучем и учителем, а одноклассников это не беспокоит. В 38 % случаях помощь оказывается лишь по просьбе ученика, а в 28 % случаях только по настоянию классного руководителя. Только 12 % учащихся удовлетворены своим участием в жизни класса, а 32 % могли бы сделать для класса больше. Способности и возможности только 8 % учащихся реализуются в классе. Уровень ценностно-ориентационного единства класса (С=0,28) также свидетельствует о низком уровне развития класса как коллектива. При этом учителя отмечали, что данный класс является наиболее дружным из всех 10-11 классов.

Противоречие между стремлением старших школьников к совместной деятельности, к установлению атмосферы сотрудничества, доброжелательности в классе, к реализации своих возможностей и способностей и недостаточно высоким уровнем развития коллектива на практике не позволяющим реализовать данные стремления и потребности, актуализирует для педагогической теории и практики данную проблему. Научного разрешения требует на наш взгляд вопрос выявления современных форм и методов педагогического управления развитием коллектива в старших классах.

На основании проблемы нами была определена тема: "Педагогическое управление развитием коллектива в старших классах".

Объектом исследования выступает учебно - воспитательный процесс в общеобразовательной школе.

Предметом исследования является педагогическое управление развитием коллектива.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и частично апробировать формы и методы управления развитием коллектива учащихся старших классов, в частности, разработать методические рекомендации по организации группового взаимодействия старшеклассников.

Гипотеза: педагогическое управление развитием коллектива старшеклассников обеспечивает его положительную динамику если:

1. В учебную и внеучебную деятельность старшеклассников включены групповые формы работы;

2. Разработан и внедрён в образовательно-воспитательный процесс школы спецкурс "Учимся жить дружно", с целью формирования у старшего школьника позитивного отношения к окружающим, развития чувства собственного достоинства, умения уважать достоинство других;

3. Учащиеся включены в разнообразную внеучебную и внепредметную деятельность, с целью реализации индивидуальных возможностей и способностей.

Цели и гипотеза определили следующие задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коллектива.

2. Изучить особенности старшего школьного возраста в русле данной проблемы.

3. Выявить содержание педагогического управления.

4. Разработать и частично апробировать формы и методы педагогического управления развитием коллектива в старших классах.


Другие статьи:

Различные подходы к проблеме исследования педагогической запущенности
Проблема педагогической запущенности достаточно хорошо изучена в педагогической науке. Существует много работ по данной проблеме. Однако в научно-педагогической литературе нет однозначного толкования понятия «педагогическая запущенность». Само понятие "педагогически запущенные" в современной теории ...

Особенности старшего школьного возраста и их учет в организации классного коллектива
Одним из условий обеспечивающих эффективность педагогического управления развитием коллектива старшеклассников является учет педагогом возрастных особенностей учащихся. Старший школьный возраст (ранняя юность) охватывает период развития детей от 15 до 17 лет. К концу этого этапа завершается характерный для п ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru