Молодежная субкультура и неформальные молодежные объединения: характеристика проблемы

Педагогика как наука » Воспитание личности школьника в детских и молодежных общественных организациях » Молодежная субкультура и неформальные молодежные объединения: характеристика проблемы

Страница 1

По данным социологов 30–40% школьников и молодежи юношеского возраста вливаются в неформальные объединения. Деятельность этих неформальных объединений направлена на реализацию всей гаммы интересов молодежи. Многие неформальные объединения создаются в условиях учреждений и собирают людей добрых, милосердных, творческих, которые действуют на пользу социуму. Например, «Дружина друзей природы» (БГУ), их цель – охрана окружающей среды. В основном неформальные объединения организуются самими молодыми людьми по месту жительства с целью проведения свободного времени (дворовые компании). Такие неформальные объединения являются для ребят способом свободного самовыражения, проявления инициативы и самостоятельности, бесконтрольного со стороны взрослых общения. Они существуют в виде небольших контактных групп, основанных на личном знакомстве, дружеских отношениях, общих интересах. В таких группах стихийно складывается паритетная демократическая организационная структура, появляются лидеры, ведущие и ведомые, причем каждый здесь имеет равные возможности и может стать лидером.

Неформальные объединения могут иметь не только социально-значимые, но и асоциальные цели, что определяет и образ жизни их членов. В асоциальных неформальных объединениях устанавливается, как правило, авторитарное управление. Ребята вместо желаемой свободы получают духовное и физическое закрепощение (Скины, РНЕ, и др.). Из объединений такого рода ребята уже не могут выйти свободно, так как в группе это считается предательством и строго карается.

Рассмотрим основные причины вступления молодежи в неформальные объединения. По данным опроса социологов 45% респондентов из молодежной среды заявляют, что официальные молодежные организации им не интересны для проведения досуга, так как их работа формальна; 35% – сообщили, что официальные организации не помогают развивать способности и реализовывать жизненные стремления; 13% – обратили внимание на то, что для них главное – это непринужденное общение, которое проще найти в неформальных объединениях и 7% респондентов заявили о том, что их деятельность в неформальных объединениях, членами которых они являются, идет вразрез с общепринятыми в социуме нормами морали, и им это нравится.

Отсюда первая причина вступления молодежи в неформальные объединения – психолого-педагогические противоречия, формализм воспитательной работы в условиях образовательно-воспитательных учреждений и официальных молодежных организаций, не дающий выхода творческой энергии ребят, лишающий возможности самовыражения, демонстрации оригинальных идей.

Вторая причина – психологические мотивы личности молодого человека. Это стремление к престижности, к утверждению своего мнения; желание познать и продемонстрировать свое «Я», потребность в общении, обмене чувствами и мыслями по волнующим вопросам; возможность чувствовать себя свободно.

Третья причина – противоречие между достаточным объемом свободного времени учащейся молодежи и недостаточным уровнем развития общей культуры юношей и девушек. Отсюда часто мы можем наблюдать удовлетворение эмоциональных и эстетических потребностей средствами культурно-массовой продукции очень низкого уровня (особенно кино- и видеопродукция), совершение правонарушений и асоциальных поступков как развлекательный способ проведения досуга. Нежелание тратить время на собственное самосовершенствование, социально значимую деятельность демонстрирует недостаточный уровень понимания жизни молодежью и низкий уровень их общекультурного развития в целом.

Четвертая причина – негативные характеристики современного общества взрослых: бездуховность, потребительское отношение к жизни, мещанство, обывательщина, лицемерие, отсутствие правды, агрессия и насилие и др. Вследствие названных негативных примеров и недостаточного жизненного опыта молодые люди многие ложные цели принимают за истинные. Отсюда стремление молодежи к реализации эгоистических потребностей и

интересов; отсутствие осознания ответственности за свои действия перед окружающими людьми и всем социумом и, как следствие, асоциальное поведение; самоутверждение путем самоуправления и подавления и т.д.

Неформальные объединения играют наиболее существенную роль в подростковом и юношеском возрасте. Жизнедеятельность неформального объединения, стиль поведения его членов определяется субкультурой, в рамках которой оно существует. Субкультура – автономное целостное образование внутри господствующей культуры, включающее трансформированную систему ценностей, а также комплекс специфических социально-психологических черт и поведенческих образцов, которые определяют стиль жизни и мышление ее носителей.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Особенности проведения дидактических игр и упражнений, способствующих развитию зрительного восприятия
Наглядно-действенная методика позволяет активизировать предметно-практические действия у детей с нарушениями зрения. В процессе работы у детей происходит формирование и развитие системы «глаз-рука», узнавание предмета по силуэту, контуру, сопоставление его с образцом-эталоном, хранящимся в памяти. Представле ...

Исторические и методические аспекты изучения взаимосвязи национальных литератур
В методике преподавания литературы в России уже с середины XIX века заметно стремление выработать определенную систему ознакомления учащихся с произведениями зарубежных писателей. Ф.И. Буслаев в работе «О преподавании отечественного языка» (1848) указывал, что важнейшим фактором воспитания подрастающего поко ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru