Воспитание личности школьника в детских и молодежных общественных организациях

Педагогика как наука » Воспитание личности школьника в детских и молодежных общественных организациях

Молодежное движение – это деятельность различных объединений и организаций, направленная на изменение молодыми людьми самих себя, своего отношения к государству и обществу, своего статуса в нем.

Молодежное движение является основой формирования демократической культуры общества. Оно создает условия для самораскрытия, самореализации личности юноши или девушки в среде, где они наиболее комфортно себя чувствуют, и поэтому свободны в своем волеизъявлении. Молодежное движение представляет собой открытый и многоярусный процесс, для которого характерны взаимодействие и конкуренция.

Молодежное движение можно рассматривать как совокупность координированных действий юных граждан, направленных на реализацию какой либо цели, связанной с изменением социальной действительности или своего положения в социуме. Цели молодежного движения могут находится в области прав человека, благотворительности, образования, науки, искусства, физкультуры и спорта, экологии и т.д. Таким образом, создаются движения миротворцев, защитников природы, сотрудников «красного креста» и т.д.

Молодежное движение основывается на добровольном союзе учащихся и взрослых (или только учащихся), созданном для совместной деятельности, удовлетворения своей социальной потребности, а также реализации личностно и социально значимых интересов. По мнению В.И. Андреева, участие детей, подростков и молодежи в общественных организациях и движениях представляет исключительную ценность для социализации личности, развития самодеятельного социального творчества подрастающего поколения. Таким образом, молодежное движение в виде организаций и объединений может существовать в условиях образовательно-воспитательных учреждений (школах, центрах детского творчества, дворцах детей и учащейся молодежи и т.д.). Молодежное движение, молодежную организацию и молодежное объединение в то же время можно рассматривать как отдельные самостоятельные социальные системы, которые имеют много общего: наличие у каждого своей основополагающей для деятельности идеи или цели, определенный состав участников, место и время действия. Однако есть и различия: отсутствие или наличие фиксированных нравственных норм, членства, взносов, символов и атрибутов, регламентированных или спонтанных программ деятельности. В широком смысле детское движение представляет собой деятельность различных объединений и организаций, направленную на изменение самих себя, своего отношения к государству и обществу, своего статуса в нем.

Можно сказать и иначе: детское движение – это рождение, становление и отмирание различных групп, группок, объединений, в которых консолидируются дети или дети и взрослые по принципу общности их личных и общественных устремлений.

Детское движение помогает (создает условия) самораскрытию, самореализации личности ребенка в среде, где он наиболее комфортно себя чувствует и поэтому свободен в своем волеизъявлении. Детское движение – одно из основ формирования демократической культуры общества. В этом смысле оно представляет собой социальную систему, основными элементами которой являются люди, их отношения и связи, объединения.

Детское движение – процесс открытый, многоярусный. Для него характерны взаимодействие, конкуренция, дифференциация и интеграция составляющих.

Размах детского движения, его развитие – показатели уровня демократизации общественной жизни в государстве.

В узком смысле детское движение представляет собой совокупность координированных действий несовершеннолетних граждан, направленных на реализацию какой-либо идеи (достижения цели), связанной с изменением социальной действительности или своего положения в обществе.

Движение существует до тех пор, пока достигается цель. Как только это происходит, движение распадается. Не помогает и реанимация. Наличие цели, стремления к ней является не только необходимым условием развития детского коллектива, но и коллектива вообще.

Такие объединения созданы и действуют много лет во внешкольных учреждениях и клубах. Организация имеет регулирующие ее деятельность нормы и правила, зафиксированные в «Уставе» или ином учредительном документе, выраженную структуру, фиксированное членство и фиксированный денежный взнос.

И детское движение, и детское объединение и детскую организацию можно рассматривать и как отдельные самостоятельные социальные системы.

У них много общего: наличие идеи или цели, состав участников, место и время действия. Но у них есть различия, связанные с отсутствием или наличием фиксированных нравственных норм, членства взносов, символов и атрибутов, регламентированных или спонтанных программ деятельности.

Детское движение, объединение не возникают сами по себе. Есть импульс.

«Самоорганизация, естественная потребность детей в объединении с себе подобными» – утверждают одни. Есть и другая точка зрения. Детское движение, организация, объединение возникают только тогда, где и когда есть взрослые (или сообщество взрослых), желающие реализовать свои интересы и располагающие для этого необходимыми возможностями, навыками, умениями.

Детские и молодежные общественные объединения классифицируются в социально-педагогическом плане по нескольким параметрам:

· по юридическому статусу и месту в социальной системе;

· по социально-психологическому статусу.

По юридическому статусу и месту в социальной системе объединения делятся на официальные, (признанные обществом, связанные с каким-либо государственными или общественными органами, имеющими официальную регистрацию, внутреннюю организационную структуру, отраженную в Уставе или другом учредительном документе, членство и фиксированный денежный взнос) и неофициальные или неформальные, существующие сами по себе.

По социально-психологическому статусу объединения делятся на группы принадлежности, в которых ученик состоит реально (класс, спортивная секция, клуб, дружеская компания и т.д.) и на референтные группы, к которым учащийся не принадлежит, но мысленно ориентируется на их мнение.

Детские и молодежные официальные общественные объединения существуют в виде организаций, клубов и т.д. и различаются по содержанию деятельности и времени существования.

По содержанию деятельности различаются трудовые, досуговые, общественно-политические, религиозные, патриотические, познавательные, спортивно-туристические и другие объединения. Трудовыми, например, считаются ученические кооперативы, в которых реализуется задача организации трудовой деятельности и решения личных экономических проблем. Досуговые объединения предполагают развитие способностей и склонностей детей, предоставляют им возможность общаться, самовыражаться, самоутверждаться.

По длительности существования детские и молодежные общественные объединения могут быть постоянными, действующими на базе школы, внешкольного учреждения, по месту жительства детей. Временными объединениями считаются детские летние центры и лагеря, туристические группы и т.д. К ситуативным относят объединения, созданные для решения задачи, не требующей много времени (слет, акция помощи и т.д.).


Другие статьи:

Развитие конструктивных умений у дошкольников в процессе изготовления подвижных игрушек
Исследуя данную проблему психологической, методической, педагогической литературы нами было установлено, что педагоги отмечают влияние конструирования на развитие конструктивных умений и навыков у дошкольников. Т.К. Комарова описывает методику обучения конструированию с бумагой начиная со средней группы (скл ...

Культурно-досуговая деятельность как объект научных исследований
Понятие "культурно-досуговая деятельность" вошло в научный оборот сравнительно недавно, с начала 80-х гг. Его появление явилось логическим следствием теоретического осмысления проблемы досуга, в частности, подхода к определению его сущности как одного из видов человеческой деятельности. Интенсивная ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru