Сопоставительный анализ программ и учебников по проблеме предупреждения и исправления акцентологических ошибок

Педагогика как наука » Акцентологические ошибки в речи учащихся начальных классов, их предупреждение и преодоление » Сопоставительный анализ программ и учебников по проблеме предупреждения и исправления акцентологических ошибок

Страница 1

Соблюдение орфоэпических норм в речи является показателем уровня владения родным языком. Современные программы обучения побуждают учителя к постоянному поиску новых методов и материалов для работы с учащимися. Это можно увидеть, проанализировав учебники по русскому языку разных авторов. Подробнее мы остановимся на анализе учебников по программам «Гармония» - авторы Соловейчик М.С. и «Школа 2100» - авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Р.Е.

Проанализируем на предмет предупреждения и исправления акцентологических ошибок учебники по русскому языку по программе «Гармония». В учебнике для первого класса с первых же страниц акцентируется внимание детей на признаках хорошей речи (стр.5). Литературный материал на страницах учебника многообразен, в нем встречаются и слова, трудные для ребят с точки зрения правильной постановки ударения. Однако конкретная работа для усвоение орфоэпической нормы не предлагается, то есть система работы с акцентологическими нормами в отдельный вид работы не выделяется.

Однако учитель может использовать данный вид работы на основе литературного материала, представленного в учебнике. Например, упр. 21 на стр.15 (Пришел дед ко своей землянке,

А землянки нет уж и слЕда,

Перед ним изба.

В данном случае над словом, трудным в произношении, проставлено ударения. Но учителю, на наш взгляд, необходимо обращать внимание учащихся на подобные слова, проводить работу по их запоминанию.

Целенаправленно на усвоение орфоэпической нормы в области ударения дано упражнение на стр.62-63 учебника.

(банты, шарф, торты, кран, брала, дала, клала)

Задания:

· Найди слова в словаре;

· Поставь в словах ударения;

· На какие группы можно разделить слова по месту ударения.

Данное упражнение не только акцентирует внимание детей на словах, трудных для произношения, но и учит их пользоваться словарем.

Неоспоримым достоинством данного учебника является и наличие в конце учебника словарика «Как правильно говорит», в котором помещены встречающиеся на страницах сложные в плане постановки ударения слова.

Перейдем к рассмотрению на предмет работы над акцентологическими ошибками учебник по программе «Школа 2100».

На страницах данного учебника работа над усвоением правильных орфоэпических норм не предусматривается. Хотя литературный материал позволяет вести работу подобного вида, включая в работу над упражнением дополнительные задания на правильность постановки ударения. Например, упр. 45 на стр. 39 (гусята любят бывать у пруда, гусята шли за папой-гусем).

Таким образом, проанализировав учебники для первого класса по двум программам, мы пришли к выводу, что целенаправленная работа по предупреждению и исправлению акцентологических ошибок не ведется.

Продолжаем сопоставительный анализ учебников по русскому языку на примерах учебников для второго класса начальной школы.

Первая часть учебника М.С.Соловейчик посвящена изучению орфограмм. На наш взгляд, это самая благодатная почва для работ над орфоэпическими нормами в целом, и над акцентологическими нормами в частности. Однако, авторы учебника также не предлагают заданий для закрепления произносительных норм в речи учащихся. Учитель может включать подобные задания как дополнительные при работе над упражнениями. Например, упр.72, стр.76 (солим), упр.334 на стр. 29 (к лисьим норам), упр.36 на стр. 40 (ветер по морю гуляет), упр.507 на стр. 90 (не засорят они землю).

Продолжается работа с орфоэпическим словарем в конце учебника.

Обратившись к учебнику по русскому языку для второго класса по программе «Школа 2100», мы отметили увеличение числа заданий на правильность постановки ударения. Так, на стр.76-77, упр.119 предлагается подобрать однокоренные слова к слову «звон» (звонить, звонят, звонок), поставить ударения, обратить внимание, как эти слова произносятся и запомнить их.

Упр.173 на стр. 105 обращает внимание учащихся слово щавель. Детям предлагается запомнить, как произноситься данное слово, составить с ним словосочетания.

Упр. 243 на стр. 140 предлагает запомнить, как произносятся слова (гербы, жемчуга, склады), однако дальнейшей работы со словами не ведется.

При работе над орфограммами также можно использовать задания на усвоение правильного произношения слов. Например, в упр.238 на стр.137 детям предлагается проверить безударную гласную в словах (шкафы, клады, плоты), поставив слова в форму единственного числа. Однако форма множественное числа у этих слов трудна для произношения. Учитель может использовать данный словесный материал для работы над ударением, что еще раз подчеркивает взаимосвязь орфоэпии и орфографии при обучении младших школьников русскому литературному произношению. В учебнике появляется словарик «Произноси слова правильно».

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Педагогическое управление развитием коллектива учащихся в психолого-педагогической теории и практики
Педагогическое управление развитием коллектива учащихся играет важную роль в становлении личности и является как средством, так и условием ее развития. Поэтому все процессы, протекающие в классном коллективе, должны быть не стихийнми, а педагогически управляемыми. Эффективность управления зависит от того, в ...

Моделирование уроков русского языка с использованием приемов развития познавательных интересов младших школьников с нарушением интеллекта
На формирующем этапе эксперимента с детьми экспериментальной группы мы начали проводить занятия, направленные на развитие познавательных интересов. Для развития познавательной активности учащихся мы применяли на занятиях разные приемы, которые способствовали привлечению внимания школьников к урокам русского ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru