Сопоставительный анализ программ и учебников по проблеме предупреждения и исправления акцентологических ошибок

Педагогика как наука » Акцентологические ошибки в речи учащихся начальных классов, их предупреждение и преодоление » Сопоставительный анализ программ и учебников по проблеме предупреждения и исправления акцентологических ошибок

Страница 2

Анализируя учебник по русскому языку для третьего класса по программе «Гармония», можно увидеть, что работа над постановкой правильного ударения в словах продолжает носить эпизодический характер. В упр. 132 на стр.45 детям предлагается рифмовка, благодаря которой легко запомнить правильную норму ударения:

Как будильник зазвонит –

Мама свет у нас включит.

При использовании таких стихотворных текстов дети легко запоминают произношение слов.

Необходимо отметить упражнение на стр.72 для работы на дом. В нем детям требуется спросить дома, какие ошибки могут встречаться в устной речи. Составить рассказ о том, какую речь называют правильной.

Но в целом, работы, направленной на предупреждение акцентологических ошибок, ведется мало.

Анализирую учебник русского языка по программе «Школа 2100» ,также можно отметить, что ведется минимум работы над нормами произношения, особенно нормами ударения. В первой части учебника, на стр.86 предлагается упражнение на проверку знаний (поставь ударение в словах: пороша – запорошить; молодой – молодушка - молодец). Также, на стр.56 в упражнении для работы на дом предлагается текст, на наш взгляд, содержащий материал для изучения акцентологических норм:

Сторожадавали све

клу

Двум задумчивым слонам.

Данными упражнениями исчерпываются задания, предлагаемые авторами для закрепления правильных орфоэпических норм в ударении.

В учебниках для четвертого класса специальных упражнений на предупреждение и исправление акцентологических ошибок не приведено о обеих программах. Хотя, на наш взгляд, при изучении частей речи можно использовать дополнительные задания на запоминание правильной постановки ударения в словах. Особенно в случаях с таких частей речи, как глаголы (отнял, взяла, прибыли), прилагательные в краткой форме (вре́ден, вредна́, вре́дно, вре́дны), существительные, имеющие в родительном падеже единственного числа ударение на основе, при сочетании с числительными 2, 3, 4 ударение в которых переходит на окончание (ряд, ря́да, но 2, 3, 4 ряда́; шаг, ша́га, но 2, 3, 4 шага́). Также, в учебниках четвертого класса по обеим программам большое внимание уделяется изложениям и сочинениям. При работе с таким материалом учитель может продумать такие дополнительные задания, которые помогали бы ученику ненавязчиво запоминать правильное произношение, не отвлекаясь от главного задания. Например, при написании сочинения на тему «Моя любимая игрушка» (Программа «Школа 2100»), учителю можно заранее подготовить список слов, которые дети могут использовать в своем сочинении и проанализировать их (взяла, банты, баловаться, завидно и т.д.)

Таким образом, проанализировав и сопоставив между собой учебники по русскому языку для начальной школы по двум программам, можно сделать вывод, что, несмотря на разнообразие форм работы над усвоением правильности произношения слов, авторами учебников предлагаются либо достаточно однотипные задания, либо не предлагаются вовсе. А ведь данный материал дает огромные возможности для речевого развития ребенка, для формирования красивой грамотной речи.

Страницы: 1 2 


Другие статьи:

Модели личностно-ориентированного подхода в обучении русскому языку
1. Модульное обучение и его элементы активно используются в практике преподавания русского языка. Модульное обучение базируется на деятельностном подходе к обучению: только то учебное содержание осознано и прочно усваивается учеником, которое становится предметом его активных действий. Модульное обучение опи ...

Что такое презентация? Почему именно презентация
“Презентация” - переводится с английского как “представление”. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновремен ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru