Игры-загадки, головоломки, кроссворды и ребусы − понятие, значение, особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста

Педагогика как наука » Методика использования игр-загадок, головоломок, кроссвордов и ребусов в театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста » Игры-загадки, головоломки, кроссворды и ребусы − понятие, значение, особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста

Страница 1

Игры-загадки, головоломки, кроссворды и ребусы можно отнести к игровым и проблемно-поисковым методам обучения детей дошкольного возраста.

Игровые методы и приемы направлены на повышение интереса, положительных эмоции, они помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.

В свое время Е. А. Флерина обратила внимание на то, что игровые методы и приемы позволяют четко и полно осуществлять учебные задачи в атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей. В современных исследованиях выявлено, что эти методы дают возможность направлять не только умственную активность детей, но и моторную. Моторная активность способствует образованию богатых ассоциативных связей, что облегчает усвоение знаний, умений. В ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребенка более быстро и точно.

Проблемно-поисковые методы развивают у детей самостоятельность, творческую активность и их самостоятельную поисковую деятельность.

Головоломки, ребусы, кроссворды, игры-загадки направлены на тренировку мышления, на развитие познавательных способностей детей и на формирование мыслительных операций. Они интересны для детей, требуют от них умственных усилий и вызывают у детей интерес к познавательной деятельности.

Любая логическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбивать на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

Игры-загадки, ребусы, кроссворды, головоломки можно отнести к ряду досуговых игр, используемых, как развлечение детей дошкольного возраста. Но с другой стороны эти игры способствуют развитию интеллектуально-познавательных способностей у детей.

К играм-загадкам, которые целесообразно использовать в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста можно отнести такие виды игр, как «Сказки «наизнанку», «А что было потом?», «Что было бы, если бы…», «Превирание сказки», «Волшебные слова, «Удивительные превращения», «Волшебное средство» и т.п. Данные игры способствуют закреплению у детей знаний литературных произведений, персонажей, их внешний вид, поведение, какие-либо фразы или тексты из сказок и произведений. А это в свою очередь помогает ребятам лучше подготовиться к инсценировке различных литературных произведений, полюбить героев, помочь развить желание и интерес к разыгрыванию разнообразных ролей. Ребус

– это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков(14, с. 670). Для того, чтобы прочитать то, что зашифровано в ребусе, надо правильно назвать все изображенные предметы и понять, какой знак, что изображает.

Головоломка

− специально подобранная сложная, трудноразрешимая загадка, задача и т.п., для решения которой требуются сообразительность и знания в соответствующей области. Головоломки — непростые задачи и чтобы решить их, нужна смекалка. И особые знания высокого уровня вовсе не обязательны. Нужно уметь мыслить логически. По некоторым источникам, кроссворд, ребус, шарада – это разновидность головоломок. Рецепта решения головоломок нет, но общая рекомендация состоит в том, что необходимо мыслить нестандартно.

Кроссворд

– это игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры. Существует множество видов кроссвордов, в дошкольном учреждении чаще всего используются следующие виды:

· Тематический кроссворд –

кроссворды, посвященные определенной теме. Такие кроссворды довольно трудно составлять, но обычно приятно решать, особенно если тема кроссворда хорошо вам известна.

· Алфавитные кроссворды −

эти кроссворды характерны тем, что все загаданные слова имеют один общий признак. Например, все слова одинаковой длинны или начинаются с одной и той же буквы.

· Кроссворд с фрагментами −

определения в кроссворде этого типа задаются в виде какого-либо изображения (рисунок, фотография).

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Рекомендации по организации и руководству кружком технического творчества
1. Приступать к работе кружка следует после того, как будет подготовлено все необходимое. 2. Серьезное внимание надо уделить комплектованию кружка. 3. Стремиться к тому, чтобы члены кружка были одного возраста и имели одинаковую подготовку. Только в этом случае возможна правильная педагогическая постановка в ...

История развития воспитания этнической толерантности
Появление интереса людей к проблемам признания, принятия, понимания ими представителей других культурных сообществ исторически связано с открытием ранее неизвестных миров. Так что начало истории развития этнической толерантности можно соотнести с историей самых первых наиболее крупных миров, включающих множе ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru