Игры-загадки, головоломки, кроссворды и ребусы − понятие, значение, особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста

Педагогика как наука » Методика использования игр-загадок, головоломок, кроссвордов и ребусов в театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста » Игры-загадки, головоломки, кроссворды и ребусы − понятие, значение, особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста

Страница 2

· Ребусный кроссворд −

ребусный кроссворд отличается от кроссворда с фрагментами только тем, что в качестве рисунка-определения используется ребус, решив который можно вписать слово в кроссворд.

Игры-загадки, ребусы, кроссворды, головоломки способствуют решению следующих задач в развитии детей:

1. Развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить);

2. Формирование символической функции сознания;

3. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;

4. Развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;

5. Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости.

Прежде чем использовать данные виды игр важно знать основные закономерности развития интеллектуально-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, чтобы наиболее рационально включить игры-загадки, ребусы, головоломки, кроссворды в систему обучения детей.

Возраст после 5 лет - период заметного интеллектуального развития. Основание тому - созревание и функциональное развитие лобных долей мозга. Ребенок становится способен к определенной логической обработке воспринимаемой информации: относить объект к определенной категории по какому-либо признаку, устанавливать связи и зависимости, прогнозировать свои действия на 2-3 шага вперед, обобщать, систематизировать. Большую роль в этом играет речь. Ребенок к 6 годам осваивает все виды речи, в том числе и внутреннюю. Это важное приобретение старшего возраста, которое дает возможность формировать внутренний план действий: планировать, выдвигать гипотезы, предполагать результаты.

К 6 годам ребенок может решать мыслительные задачи не только практическим действием и оперированием представлениями. Он уже усваивает понятия и пользуется ими при решении задач и в своих суждениях. Но развитие логического мышления - еще пока лишь возможность дошкольника, которую педагогу нельзя упускать. Однако познание ребенком окружающего мира остается преимущественно чувственным. Но и оно качественно меняется. Снижаются пороги восприятия, т.е. повышается чувствительность органов чувств: ребенок лучше различает и дифференцирует звуки, цвета, запахи и другие свойства. Интенсивно формируется система сенсорных эталонов.

Значительную роль в обследовании объектов восприятия наряду с рукой играет глаз, который к концу старшего дошкольного возраста становится ведущим органом познания.

В этом возрасте так же большую роль играет развитие воображения, создания ребенком собственных замыслов, моделей действия, схем явлений и их детализации. Это очень важно для развития индивидуальности ребенка, гибкости и пластичности его не только мыслительной, познавательной деятельности, но и практической, продуктивной.

У старшего дошкольника начинают уравновешиваться процессы торможения и возбуждения, вследствие чего появляется способность к волевым действиям. Ребенок уже может ставить цель и сознательно ее добиваться: произвольно запомнить что-либо, научиться чему-либо, сделать что-нибудь. Причем он может уже добиваться цели не только быстро достижимой, но и несколько отдаленной во времени. Интересы ребенка становятся относительно устойчивыми. Безусловно, непроизвольная деятельность все еще преобладает и является более продуктивной(21, с. 22). Если сделать деятельность ребенка интересной, увлекательной, то он достигнет очень многого: будет проявлять любознательность, станет наблюдательным, проявит стремление к преодолению препятствия, к поиску решения любой возникающей перед ним проблемы.

Зная особенности развития детей старшего дошкольного возраста, педагогу будет легче подобрать необходимый материал, который позволит в полной мере реализовать воспитательно-образовательные задачи. Так же важным условием использования игр-загадок, ребусов, головоломок, кроссвордов является учет индивидуальных особенностей детей, а так же и владение методикой использования данных игр в работе с дошкольниками.

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что игры-загадки, ребусы, головоломки, кроссворды относятся к игровым и в то же время к проблемно-поисковым методам обучения детей, а старший дошкольный возраст является благоприятным для обучения детей разгадыванию игр-загадок, ребусов, кроссвордов, головоломок.

Страницы: 1 2 


Другие статьи:

Особенности работы по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста
Именно в старшем дошкольном возрасте основным новообразованием является формирование внутренних этических инстанций, зарождение своеобразного «контролера» действий, поступков, достижений, мыслей. Регулятивные механизмы индивидуального поведения тесно связаны с механизмами социального контроля и культурными с ...

Устная проверка знаний и умений учащихся по физике
Широкое использование устной формы проверки знаний, умений и навыков учащихся обусловлено ее главным достоинством по сравнению с другими формами – непосредственным контактом между учеником и учителем в процессе проверки. Это дает возможность учителю следить за развитием мысли отвечающего, своевременно коррек ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru