Методы и приемы обучения правильному произношению звуков

Педагогика как наука » Обучение детей правильному звукопроизношению » Методы и приемы обучения правильному произношению звуков

Страница 1

Произношение звуков у детей дошкольного возраста зависит от работы их речедвигательного аппарата. Поэтому, формируя правильное звукопроизношение, необходимо постоянно упражнять отдельные органы речедвигательного аппарата, особенно мышцы губ, щек, языка; развивать подвижность челюсти. Педагогические приемы должны помочь ребенку быстрее овладеть координацией артикуляционных движений. От точности и силы этих движений будет зависеть чистота, четкость произношения звуков и слов. Если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, своевременно преодолевается возрастное физиологическое косноязычие, то и тогда специальная работа по звукопроизношению и дикции необходима.

Специальные двигательные упражнения для мышц речевого аппарата необходимы так же, как общая гимнастика необходима для нормального развития организма. Поэтому работа по звукопроизношению и дикции не должна рассматриваться в детском саду как логопедическая. Она должна проводиться со всеми детьми, а не только с теми, которые имеют какие-нибудь отклонения в произношении звуков.

В связи с тем, что занятия по звукопроизношению выполняют одновременно роль речевой гимнастики, они, как и любая гимнастика, должны быть систематичны, Такие упражнения в младших группах проводятся ежедневно, в старших — минимум 3—4 раза в неделю (на занятиях и вне их).

Большинство артикуляционных упражнений, применяемых в детском саду, носит игровой характер. Структура игры позволяет многократно повторять одни и те же звукосочетания или слова (Пых-пых-пых! Пош-ш-шел!).

Основные методы для проведения этой работы следующие: дидактические игры с наглядным материалом или словесные («Чей домик?», «Магазин», «Оркестр»); подвижные или хороводные игры с текстом («Каравай», «Лошадки», «Поезд»); рассказы со звукоподражанием; заучивание специально подобранных потешек, стихотворений, а в старших группах — скороговорок.

Разнообразны методические приемы, которые применяются как в этих, специальных методах, так и в других, где есть возможность поупражнять детей в звукопроизношении (при рассматривании предметов или картин, рассказах из личного опыта детей, в наблюдениях на прогулке и т. д.). Основными приемами являются образец правильного произношения, хоровое и индивидуальное повторение (особенно хоровая речь небольшими подгруппами), сопряженная и отраженная речь, указание и объяснение. Частично используется и показ правильной артикуляции.

Если игра проводится вне занятия и в ней участвуют не все дети, желательно привлекать к ней не только плохо выговаривающих звуки, но обязательно и нескольких детей, хорошо и четко говорящих (речь их будет образцом для подражания).

Особого такта требует использование такого приема, как исправление неправильного произношения: нельзя прибегать к нему слишком часто; это излишне нервирует ребенка, отвлекает от игры или другой деятельности. Важно предоставить такому ребенку возможность для тренировки, для активной речи, привлекать его внимание к правильному произношению. Содержание игр подбирается с постепенным усложнением в них звукового материала, особенно это необходимо в младших и средних группах, где одновременно с закреплением трудных звуков преодолевается возрастная смягченность речи. Поэтому в первых играх звуки предлагаются в изолированном виде (поезд гудит — у-у-у, ружье стреляет — п-п-п!) или в простых сочетаниях с твердыми согласными (ту-ту, пых-пых, му-му, га-га). Во всех группах в начале года в игры и упражнения включаются наиболее легкие для произношения звуки (п, б, м, т, г, к). Воспитатель присматривается к работе артикуляционного аппарата детей, активизирует тех, у кого малоподвижны губы и челюсти.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Дидактическая игра как средство развития активного словаря прилагательных
Обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место в общей системе речевой работы в детском саду. И это закономерно. Слово – основная единица языка и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Задачи словарной работы: 1. Обогащение слов ...

Основные формы и методы внеклассной работы по географии
Содержание внеклассной работы определяет ее формы и способы проведения. При выборе форм, помимо содержания, во внеклассной работе учитывают возраст школьников, их интересы, уровень подготовки по географии, наличие свободного времени, реальные материальные возможности (например, при организации походов, экспе ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru