От многообразия выбора к авторским технологиям

Педагогика как наука » Образовательные технологии » От многообразия выбора к авторским технологиям

Страница 1

Технологии авторских (инновационных) школ построены на оригинальных (авторских) идеях, которые, как правило, понятны из их названия. Это – школа адаптирующей педагогики (Е. Ямбург, Б. Бройде), школа самоопределения (А. Тубельский), «Русская школа» (И. Гончаров, Л. Погодина), школа-парк (М. Балабан), агрошкола (А. Католиков) и многие другие. Рассмотрим некоторые из них.

Школа-парк - образовательная система, автором которой является известный российский педагог Милослав Александрович Балабан (1927-2005). Её экспериментальная апробация проведена двумя федеральными экспериментальными площадками: на базе московского «Школы самоопределения» (1995-2007; А.Н. Тубельский, О.М. Леонтьева, Т.С. Шагова) и на базе екатеринбургских школ № 95 и 19 (1993-2003; А.М. Гольдин).

Образовательная система «Школа-парк» основана на модели знания-органа, в которой развитие знания происходит в ходе сложного взаимодействия индивида с культурной, информационной и предметной средой. Содержанием образования является совокупность способов деятельности индивида, приводящая к развитию его знания-органа (усложнению предметностей этой деятельности, то есть индивидуальной картины мира и наружной сферы деятельности).

В таком подходе преодолевается социоцентризм, т.е. понимание культуры как надличностного «взрослого» феномена, подлежащего «усвоению» или «присвоению» ребенком. В противоположность традиционному классно-урочному представлению о содержании образования как о некоем «учебном материале» (будь то «основы наук», накопленные старшими поколениями способы дискурсивной и предметной деятельности или априорно отобранные взрослыми «базовые компетентности») в школе-парке содержанием образования является система способов и предметностей совместной деятельности учащихся и педагогов, направленной на увеличение членораздельности индивидуальной картины мира, усложняющаяся в ходе своей реализации.

Организационно школа-парк - это набор, или парк, открытых разновозрастных студий. Под студией понимается свободное объединение учеников вокруг учителя-мастера для совместного обучения. При этом состав студий определяется, с одной стороны, составом имеющихся учителей, их реальными знаниями и умениями, а с другой стороны - образовательными потребностями учеников. Таким образом, состав студий не является постоянным, он меняется, подчиняясь закону спроса и предложения на рынке образовательных услуг.

Учащиеся парк-школы не делятся на классы, и при этом каждый из них самоопределяется по отношению к каждой студии: либо он является её постоянным членом (членом «команды»), либо клиентом, либо посетителем (гостем). Таким образом, все учащиеся парк-школы добровольно распределяются по студиям в качестве постоянных членов. Каждый ученик является постоянным членом одной студии (но может изменить этот выбор в любое время); в качестве клиента или гостя он может посещать любые студии без ограничений.

Каждая студия в течение недели или дня работает в двух режимах: в закрытом, только со своими постоянными членами, и в открытом, для клиентов и гостей. Разница между клиентом и гостем состоит в том, что клиент активно участвует в работе студии, в то время как гость лишь наблюдает за её работой. Кроме того, у каждого учителя существуют «выращенные им» из постоянных членов студии подмастерья — ученики, активно помогающие ему в работе с другими постоянными членами или клиентами. Любой ученик парк-школы может в любое время изменить свой статус по отношению к данной студии - из посетителя стать клиентом, затем постоянным членом, затем подмастерьем (последнее, конечно, по взаимному согласию с учителем); возможно изменение статуса и в обратную сторону.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Типология и структура урока
Особое внимание современные педагоги уделяют проблеме типологии и структуры урока. Структура урока и формы организации учебной работы на нем имеют большое значение, как в теории, так и в практике современного урока, поскольку они в значительной степени определяют эффективность обучения, его результативность. ...

База исследования и методика констатирующего эксперимента
Цель эксперимента – выявить уровень развития активного словаря прилагательных у детей с ОНР. Этапы: 1. Анамнестический – изучение медицинской документации, сбор анамнестических данных. 2. Диагностический Задачами диагностического этапа исследования являются: 1. Определить количественные показатели уровня раз ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru