Программы и методики формирования речевых компетенций

Страница 4

Возможности открываются перспективные: с планирования тематического материала, через набор нетрадиционных методик и конструирование моделей уроков с привлечением смыслового пространства, интересного школьникам, через образцовые тексты классических авторов, через их комплексный анализ, систему сочинений-миниатюр, устных высказываний, изложений с творческим заданием, т.е. от порождения и анализа речевого высказывания к формированию устойчивого навыка речетворчества на самые разные темы - лингвистических, морально-нравственных до философских, общечеловеческих.

В современных статьях по методике развития речи сказано, что для успешного речевого развития детей недостаточно простого выполнения упражнений в подборе синонимов, в составлении предложений, в рассказывании и пересказе – такая система обучения не вооружает учеников пониманием существующих речевых закономерностей, знанием набора действий и способов их выполнения при обдумывании высказываний, знанием критериев оценки создаваемых текстов. Иначе говоря, такая система не позволяет учить школьников сознательному отношению к речи. Чтобы изменить положение, нужно вооружить учащихся определенными знаниями о речи, о том, например, что, говоря о чем-то, можно повествовать, рассуждать, что-то описывать и оценивать, что в высказывании всегда должен быть " стержень " (тема и основная мысль), на который, как в детской пирамидке, в определенной системе " нанизываются " предложения и так далее. Эти знания, конечно, не самоцель. Они нужны лишь для того, чтобы помочь каждому ребенку научиться сознательно относиться к речи, направлять свои усилия на ее совершенствование.

Вопрос о том, какие знания должны стать обязательными, какова технология их подачи маленьким школьникам, как теоретическую работу органично связать с речевой практикой, как в условиях урока сделать ее более естественной, - все это проблемы, еще не до конца решенные.

Так, можно опереться на пособие Н.И. Политовой " Развитие речи учащихся младших классов ", в котором предлагается вести работу над отдельными видами высказываний, над конкретными умениями связной речи.

Интересными, отражающими современный подход к работе над речью младших школьников являются книги «Речь. Речь. Речь.», «Речевые секреты», «Речевые уроки», «Методика развития речи на уроках русского языка», «Обучение речевым жанрам в курсе школьной риторики» под ред. Ладыженской Т.А Обязательным условием ученый ставит работу по развитию речи в связи с изучением материала основной программы в основу деления целого (развитие речи) на части (разделы) кладет методический подход к речи как предмету обучения. Благодаря этому дети обучаются не только умению обнаруживать и различать языковые единицы, но и умению пользоваться соответствующими языковыми средствами. Предлагаемый подход отражает традиционные отечественные методики и позволяет привести в определенную систему сложившийся к нашему времени объем работ по развитию речи .

Рамзаева Т.Г. считает, при разработке системы обучения школьников русскому языку исходит из того, что основная цель, которая определяет направление всего процесса обучения русскому языку, является развитие устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления, а усвоение грамматических заданий и формирование орфографических навыков своим конечными результатами имеют развитие у школьников умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно высказывать свои мысли в устной форме и верно передавать их на письме. Важнейшим достоинством современного этапа обучения русскому языку является повышенное внимание к речевой подготовке школьников.

Несмотря на то, что современные учебники русского языка включают материалы о том, как язык устроен, каковы его основные законы, предусматривается и усвоение на практике основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского языка; однако, учитывая современную языковую ситуацию, хотелось бы, чтобы этот аспект изучения языка был расширен. Поэтому, по мнению Александровой О, представляется совершенно правильным введение в содержание примерных программ, разработанных для совершенствования структуры и содержания общего образования, понятий языковой нормы и культуры речи, элементов истории языка, раскрывающих динамику, изменение нормы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Методические рекомендации для социальных педагогов по адаптации детей младшего школьного возраста разведенных родителей
Анализ литературы по проблеме исследования, результаты диагностики послужили основанием для составления методических рекомендаций для социального педагога по организации социально – педагогической деятельности по адаптации детей младшего школьного возраста разведенных родителей. Индивидуальные рекомендации п ...

Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста
дошкольный естественнонаучный воздух вода В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, кот ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru