Программы и методики формирования речевых компетенций

Страница 4

Возможности открываются перспективные: с планирования тематического материала, через набор нетрадиционных методик и конструирование моделей уроков с привлечением смыслового пространства, интересного школьникам, через образцовые тексты классических авторов, через их комплексный анализ, систему сочинений-миниатюр, устных высказываний, изложений с творческим заданием, т.е. от порождения и анализа речевого высказывания к формированию устойчивого навыка речетворчества на самые разные темы - лингвистических, морально-нравственных до философских, общечеловеческих.

В современных статьях по методике развития речи сказано, что для успешного речевого развития детей недостаточно простого выполнения упражнений в подборе синонимов, в составлении предложений, в рассказывании и пересказе – такая система обучения не вооружает учеников пониманием существующих речевых закономерностей, знанием набора действий и способов их выполнения при обдумывании высказываний, знанием критериев оценки создаваемых текстов. Иначе говоря, такая система не позволяет учить школьников сознательному отношению к речи. Чтобы изменить положение, нужно вооружить учащихся определенными знаниями о речи, о том, например, что, говоря о чем-то, можно повествовать, рассуждать, что-то описывать и оценивать, что в высказывании всегда должен быть " стержень " (тема и основная мысль), на который, как в детской пирамидке, в определенной системе " нанизываются " предложения и так далее. Эти знания, конечно, не самоцель. Они нужны лишь для того, чтобы помочь каждому ребенку научиться сознательно относиться к речи, направлять свои усилия на ее совершенствование.

Вопрос о том, какие знания должны стать обязательными, какова технология их подачи маленьким школьникам, как теоретическую работу органично связать с речевой практикой, как в условиях урока сделать ее более естественной, - все это проблемы, еще не до конца решенные.

Так, можно опереться на пособие Н.И. Политовой " Развитие речи учащихся младших классов ", в котором предлагается вести работу над отдельными видами высказываний, над конкретными умениями связной речи.

Интересными, отражающими современный подход к работе над речью младших школьников являются книги «Речь. Речь. Речь.», «Речевые секреты», «Речевые уроки», «Методика развития речи на уроках русского языка», «Обучение речевым жанрам в курсе школьной риторики» под ред. Ладыженской Т.А Обязательным условием ученый ставит работу по развитию речи в связи с изучением материала основной программы в основу деления целого (развитие речи) на части (разделы) кладет методический подход к речи как предмету обучения. Благодаря этому дети обучаются не только умению обнаруживать и различать языковые единицы, но и умению пользоваться соответствующими языковыми средствами. Предлагаемый подход отражает традиционные отечественные методики и позволяет привести в определенную систему сложившийся к нашему времени объем работ по развитию речи .

Рамзаева Т.Г. считает, при разработке системы обучения школьников русскому языку исходит из того, что основная цель, которая определяет направление всего процесса обучения русскому языку, является развитие устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления, а усвоение грамматических заданий и формирование орфографических навыков своим конечными результатами имеют развитие у школьников умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно высказывать свои мысли в устной форме и верно передавать их на письме. Важнейшим достоинством современного этапа обучения русскому языку является повышенное внимание к речевой подготовке школьников.

Несмотря на то, что современные учебники русского языка включают материалы о том, как язык устроен, каковы его основные законы, предусматривается и усвоение на практике основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского языка; однако, учитывая современную языковую ситуацию, хотелось бы, чтобы этот аспект изучения языка был расширен. Поэтому, по мнению Александровой О, представляется совершенно правильным введение в содержание примерных программ, разработанных для совершенствования структуры и содержания общего образования, понятий языковой нормы и культуры речи, элементов истории языка, раскрывающих динамику, изменение нормы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Сущность проблемного обучения
Проблемное обучение это не абсолютно новое педагогическое явление. История собственно проблемного обучения начинается с введения так называемого исследовательского метода, многие правила которого в педагогике были разработаны Джоном Дьюи. Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х г ...

Типология и структура урока
Особое внимание современные педагоги уделяют проблеме типологии и структуры урока. Структура урока и формы организации учебной работы на нем имеют большое значение, как в теории, так и в практике современного урока, поскольку они в значительной степени определяют эффективность обучения, его результативность. ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru