Программы и методики формирования речевых компетенций

Страница 5

Таким образом, развитие речи учащихся – это практическая сторона обучения языку, формирование тех умений и навыков, которые способствуют обогащению активного словарного запаса, свободному пользованию всеми грамматическими средствами – словообразовательными моделями, формами частей речи, словосочетаниями, предложениями различных типов, а также формирование образно-эмоциональной стороны речи для выражения своих мыслей, знаний, чувств, намерений.

Ярким примером, свидетельствующим о том, методики по обучению коммуникативной деятельности занимают основополагающее значение, является ситуация, существующая сегодня в методике развития речи. По утверждению М.А. Соловейчика, методика развития речи поднимается на совершенно новый уровень – с сугубо практического на научный.

Среди инновационных средств и материалов ИКТ выделяют следующие:

Первый тип учебных материалов – наборы цифровых (информационных) образовательных ресурсов. Эти учебные материалы лучше всего встраиваются в существующую систему образования. Они представляют собой важную и современную цифровую составляющую учебно-методических комплексов (УМК) к большинству учебников, входящих в Федеральный перечень. Учебные материалы расширяют содержание учебников, учат пользоваться информацией и помогают создать у учителей «привычку» к использованию ИКТ, стимулируют их к применению современных образовательных технологий, ориентированных на создание условий для достижения учениками новых образовательных результатов.

Второй тип учебных материалов – информационные источники сложной структуры – представляет собой частные решения, основанные на использовании ИКТ и нацеленные на внесение локальных изменений в образовательный процесс. К этому типу относятся специализированные электронные энциклопедии, определители, образовательные среды, основанные на комплекте цифровых географических карт, виртуальные лаборатории и многое другое.

Наконец, третий тип учебных материалов – инновационные учебно-методические комплексы – претерпели кардинальные изменения в организации учебного процесса, они включают полный набор средств образования, необходимых для его организации.

Итак, конкретные программные и технические средства, относящиеся к перечисленным технологиям, активно разрабатываются (нередко параллельно) и используются в различных учебных заведениях. Определяющим фактором эффективности современных информационных технологий является работа самого педагога над научно-методическим обеспечением своих занятий. Эта подготовка требует решения вполне конкретных вопросов: отбор содержания обучения в соответствии с дидактическими свойствами и возможностями средств информационной технологии; прогнозирование возможного воздействия средств информационной технологии на характер мышления и поведения участников образовательного процесса; выбор способов сочетания и интеграции средств информационной технологии с традиционными средствами обучения; обеспечение соответствующих дидактических условий обучения (формирование учебных групп, организация индивидуальных занятий и самостоятельной работы).

В младших и средних классах обучение русскому языку протекает наиболее активно. С 5-го по 9-й классы школьники изучают все уровни языка и языковые единицы, им соответствующие. Целенаправленно развивается их устная и письменная речь. Но к старшим классам активное, целенаправленное обучение русскому языку прекращается как таковое. Не так давно русский язык на третьей ступени средней школы совсем не изучался.

Естественно, что и современная методика преподавания русского языка ориентирована на учащихся младших и средних классов.

Однако возраст ранней юности в силу речевого и общего развития обладает большими возможностями для достижения высшего уровня в овладении языком – именно в этом возрасте дети могут научиться действительному владению словом, тонкости общения, эффективности речи. Соответственно, методика преподавания русского языка должна быть иной, нежели в средних классах . Обучение русскому языку должно быть более углубленным, более интенсивным. И в современной школе делаются определенные шаги в этом направлении:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Проблема оценки качества образования
Не менее сложной оказывается сегодня и задача оценки качества образования. Традиционно оценка качества обученности студентов и выпускников осуществляется посредством контроля, с помощью всевозможных контрольных заданий, вопросов, практических задач. Средства контроля разрабатываются на специальностях с учето ...

Разработка конспектов уроков с использованием дидактических игр, их проведение и анализ
Изучив теорию данного вопроса, у автора возникло желание и интерес реализации этого на практике. Для того чтобы доказать или опровергнуть, что использование дидактических игр на уроках математики развивает интерес у учащихся, автором были разработаны и проведены 12 уроков с использованием дидактических игр. ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru