Возможности организации музыкального воспитания школьников в летнем лагере

Педагогика как наука » Музыкальное воспитание школьников в детском оздоровительном лагере: проблемы и перспективы » Возможности организации музыкального воспитания школьников в летнем лагере

Страница 1

Музыкальное воспитание – целенаправленное и систематическое развитие музыкальной культуры, музыкальных способностей человека, воспитание в нём эмоциональной отзывчивости к музыке, понимания и глубокого переживания её содержания. Музыкальное воспитание есть процесс передачи общественно-исторического опыта музыкальной деятельности новому поколению, оно включает элементы музыкального обучения и музыкального образования. Современную теорию музыкально-эстетического воспитания отличает убеждённость в возможность формирования музыкальных способностей у широкого круга людей.

Музыкальное воспитание оказывает влияние на общее развитие ребенка. Музыкальному воспитанию присуща особая формирующая сила, с одной стороны, благодаря разностороннему эмоциональному воздействию песни и инструментальной музыки, а с другой – потому, что в музыкальном произведении важны не детали и не смысл отдельных слов, а его целостное значение.

Переживание музыки – специфическое средство познания ребенком окружающего мира. Восприятие шумовых и музыкальных звуков приучает ребенка к точным и вместе с тем дифференцированным наблюдениям и расширяет его познания. В процессе пения и слушания музыки вне заформализованных школьных структур отношение ребенка к самой музыке, а также к товарищам и к окружающим его людям приобретает новые качества.

Музыкальное воспитание детей как педагогический процесс охватывает внутренне процессы и внешних влияний в их единстве, так как музыкальное развитие той или иной личности протекает по ее внутренним законам, но всегда подчиняется факторам, воздействующим извне. Внешнее воздействие, связанное с музыкой вызывает реакцию всего организма, а не только слухового анализатора. П.Н. Анохин пишет по этому поводу: "Звуковые колебания, воспринимаемые органами слуха, воздействуют на определенную область головного мозга. Причем минорные музыкальные сочетания требуют от организма большей затраты, чем мажорные. Этот вывод подтверждает и тот установленный опытным путем факт, что условный рефлекс на минорные комбинации вырабатывается быстрее, чем на мажорные. Раздражения подкорки вызывается звучанием музыки, передается в кору головного мозга, пробуждая воспоминания всем прошлом опыте – печальные или радостные, в зависимости от характера музыки". Это объясняет преобладание детских песен в мажорном ладу.

Музыкальная деятельность – различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, (а через него окружающей жизни и самого себя), с помощью которых осуществляется общее развитие. В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Кроме того, каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности. Соотношение различных видов музыкальной деятельности зафиксировано в таблице К. Орфа:

Восприятие музыки

Восприятие специально созданное для слушания

Восприятие в связи с ее исполнением

Музыкально-дидактические игры

Исполнительство

Пение

Музыкально ритмические движения

Игра на музыкальных инструментах

Творчество

Песенное творчество

Музыкально-игровое и танцевальное творчество

Импровизация на детскую музыкальность

Музыкально образовательная деятельность

Знание общего характера

Специальные знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Способы включения младших школьников в деятельность по формированию представлений ЗОЖ
Изучая на уроках классного часа тему «Ритмы жизни», учащиеся знакомятся с ритмами рабочего дня. Дети вместе с учителем утверждают порядок и ритм каждого дня – режим дня. Для этого учащихся на одном из уроков приносят свои режимы дня, которые до урока предварительно составляют дома вместе с родителями. В тече ...

Специфика формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения
Особую значимость для поиска структуры и содержания педагогической культуры мастера имели работы П.Л. Чаадаева по вопросам становления российского самосознания, исследования Н.Я. Данилевского, К.Д. Кавелина, А.Н. Лыплина, Н.С. Тихонравова, идеи известных мыслителей России Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.В. ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru