Сегодня под правовым образованием в школе следует понимать находящуюся в рамках образовательного процесса и организованную на идее права систему воспитательных и обучающих действий, направленных на формирование у обучающихся уважения к праву, собственных представлений и установок, опирающихся на современные правовые ценности общества, правовой культуры, основанной на функциональной правовой грамотности, компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции, а также позитивного опыта деятельности в социально-правовой сфере.
Основная задача правового образования – ознакомление учащихся с наиболее распространенными и доступными понятиями и формирование у них элементарных представлений об обществе в целом и их малом сообществе, в частности.
Основные элементы механизма правового воспитания это, прежде всего формы, то есть конкретные способы организации воспитательного процесса:
Правовая пропаганда – распространение определенных правовых идей и ценностей. Необходимость в соблюдении норм права, где необходимы различные способы агитации.
Правовое обучение – данная форма довольно распространена, но по независящим причинам, не всегда доходит до каждого и в этом плане более действенна следующая форма.
Юридическая практика – как бы ни старалось вести активную пропаганду, какие бы силы и средства не выделялись, но если юридическая практика органов суда, прокуратуры, правоохранительных органов будет носить поверхностный характер, а значит не всегда точный и справедливый, общество нельзя будет убедить в том, что соблюдение права – это необходимость, к тому же довольно выгодная с любой точки зрения законопослушного гражданина.
Самовоспитание – это самая эффективная форма воспитания, именно она опирается на осознанное и добровольное усвоение личностью основных положений права.
Здесь же следует заметить, что занимаясь правовым обучением и воспитанием, необходимо оказывать воздействие, как на разум, так и на эмоционально-волевую сферу воспитуемого, для чего использовать известные методы: прежде всего убеждение и поощрение, а также угрозу принуждения и прямое принуждение, предусмотренное законодательством. Ничего иного, к сожалению, в части методов человечество не придумало. Выбор же первоочередной непосредственной сферы воздействия (рациональной или эмоциональной) зависит от особенностей психологии воспитуемого, на которого оказывается воздействие, и состояния его правосознания. Соответственно дозируется правовая информация, определяется ее содержание, ведущий метод воздействия, последовательность применения существующих методов.
В последнее время появилось большое количество книг и пособий по защите прав детства. На наш взгляд, их общим серьезным недостатком является то, что права ребенка в них рассматриваются отдельно от вопросов детской ответственности. Но, ограждая детей от ответственности, мы не только продлеваем их «псевдодетскость», но и не даем им возможности по-настоящему повзрослеть. Может, именно поэтому дети протестуют против излишней опеки с помощью девиантного поведения, грубого тона, неуважительного отношения к взрослым.
Защита детства – система практических мероприятий, направленных на защиту прав и интересов детей и подростков, на создание нормальных условий для их развития и воспитания.
Другие статьи:
Методические рекомендации к изучению теоретического материала темы «Арифметическая
и геометрическая прогрессии»
Учение о прогрессиях является существенной, хотя и несколько изолированной от остальных разделов, частью курса алгебры. Знакомство учащихся с прогрессиями происходит в курсе алгебры девятого класса в теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии». На эту тему по программе общеобразовательных классов отвод ...
Методы и приемы обучения правильному
произношению звуков
Произношение звуков у детей дошкольного возраста зависит от работы их речедвигательного аппарата. Поэтому, формируя правильное звукопроизношение, необходимо постоянно упражнять отдельные органы речедвигательного аппарата, особенно мышцы губ, щек, языка; развивать подвижность челюсти. Педагогические приемы до ...