Методы и формы правового воспитания

Страница 1

Сегодня под правовым образованием в школе следует понимать находящуюся в рамках образовательного процесса и организованную на идее права систему воспитательных и обучающих действий, направленных на формирование у обучающихся уважения к праву, собственных представлений и установок, опирающихся на современные правовые ценности общества, правовой культуры, основанной на функциональной правовой грамотности, компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции, а также позитивного опыта деятельности в социально-правовой сфере.

Основная задача правового образования – ознакомление учащихся с наиболее распространенными и доступными понятиями и формирование у них элементарных представлений об обществе в целом и их малом сообществе, в частности.

Основные элементы механизма правового воспитания это, прежде всего формы, то есть конкретные способы организации воспитательного процесса:

Правовая пропаганда – распространение определенных правовых идей и ценностей. Необходимость в соблюдении норм права, где необходимы различные способы агитации.

Правовое обучение – данная форма довольно распространена, но по независящим причинам, не всегда доходит до каждого и в этом плане более действенна следующая форма.

Юридическая практика – как бы ни старалось вести активную пропаганду, какие бы силы и средства не выделялись, но если юридическая практика органов суда, прокуратуры, правоохранительных органов будет носить поверхностный характер, а значит не всегда точный и справедливый, общество нельзя будет убедить в том, что соблюдение права – это необходимость, к тому же довольно выгодная с любой точки зрения законопослушного гражданина.

Самовоспитание – это самая эффективная форма воспитания, именно она опирается на осознанное и добровольное усвоение личностью основных положений права.

Здесь же следует заметить, что занимаясь правовым обучением и воспитанием, необходимо оказывать воздействие, как на разум, так и на эмоционально-волевую сферу воспитуемого, для чего использовать известные методы: прежде всего убеждение и поощрение, а также угрозу принуждения и прямое принуждение, предусмотренное законодательством. Ничего иного, к сожалению, в части методов человечество не придумало. Выбор же первоочередной непосредственной сферы воздействия (рациональной или эмоциональной) зависит от особенностей психологии воспитуемого, на которого оказывается воздействие, и состояния его правосознания. Соответственно дозируется правовая информация, определяется ее содержание, ведущий метод воздействия, последовательность применения существующих методов.

В последнее время появилось большое количество книг и пособий по защите прав детства. На наш взгляд, их общим серьезным недостатком является то, что права ребенка в них рассматриваются отдельно от вопросов детской ответственности. Но, ограждая детей от ответственности, мы не только продлеваем их «псевдодетскость», но и не даем им возможности по-настоящему повзрослеть. Может, именно поэтому дети протестуют против излишней опеки с помощью девиантного поведения, грубого тона, неуважительного отношения к взрослым.

Защита детства – система практических мероприятий, направленных на защиту прав и интересов детей и подростков, на создание нормальных условий для их развития и воспитания.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Кружок как основная форма организации технического творчества
Выпускник профессионального учебного заведения, кроме профессиональных знаний, умений и навыков, предусмотренных требованиями Государственного стандарта по специальности, должен обладать и такими, как компетентность и профессиональная мобильность, владение навыками самообразования и повышения квалификации, и ...

Шаги для оптимизации учебного процесса
Некоторые рекомендации могут помочь педагогам эффективно преподавать в школе учебный материал детям разных возрастов. Так в работе с младшими школьниками необходимо обратить внимание на развитие волевых качеств ребенка. - связывать задания с потребностями и интересами школьников: "надо" не является ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru