Методы и формы правового воспитания

Страница 2

У младших школьников необходимо сформировать представления о человеке как о главной ценности общества, дать им начальные сведения о Конституции Российской Федерации, роли права в жизни людей, правах человека и ребенка. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (родной город, поселок, село, улица, школа), семье, своей родословной, а также обучение младших школьников первичным навыкам толерантного общежития (отношения с одноклассниками, взрослыми, культура общения и т.д.), принятию решений. Этому может способствовать приобщение учащихся начальной школы к первичным формам нормотворчества (совместная работа по выработке детьми законов (правил) жизни класса). Основные формы, используемые в работе с учащимися – это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми различных профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, дискуссии, написание сочинений, подготовка небольших сообщений по проблеме, интервьюирование, викторины, формулировка собственных определений некоторых понятий, морально-правовые беседы с эмоциональным контекстом, опорой на художественные образы.

В зависимости от программы развития, профиля, реальных возможностей образовательного учреждения, индивидуальных потребностей обучающегося, курс права с 1-го по 11-й классы может строиться как:

- систематический курс;

- модульный курс наряду с другими социально-гуманитарными курсами или интегрированным курсом обществоведения;

- часть интегрированного курса.

Достижение общих целей правового образования может быть обеспечено при условии выделения права в самостоятельный предмет в рамках учебного плана в основной и старшей школе.

Наиболее предпочтительно использование различных «форматов» построения курса на каждой ступени общего образования, например:

в начальной школе – часть интегрированного курса или небольшой модульный курс (практические правила поведения и действия).

Независимо от «формата» курса права, принципиальным остается решение им определенных образовательных задач на каждой из ступеней общего образования.

Образовательной задачей ступени начального образования в сфере права является приобретение детьми:

- основ конфликтной компетенции применительно к реальным детским конфликтам;

- практического опыта действия в реальных жизненных ситуациях, регулируемых правилами и нормами, в том числе формирование способности к смене позиции наряду со способностью к удерживанию своей позиции;

- представления о себе и другом как особых мирах;

- представления о праве как об особой форме регулирования отношений в человеческом обществе;

- знаний конкретных правил и норм поведения. Эта образовательная задача может быть решена за счет разделов интегрированного или небольшого модульного курса, в которых на материале реальных жизненных ситуаций противопоставляются и обнаруживаются позиции их участников, дети получают представление о праве как особой сфере жизни общества, осваивают конкретные правила и нормы поведения.

Изучение указанных курсов в начальной школе осуществляется на уроках в форме групповых занятий с использованием разнообразных форм и приемов активного обучения. Оно может быть организовано в рамках базового курса либо за счет школьного или ученического компонентов учебного плана. Желательно также использование различных видов внеурочной работы. Организации пропедевтики курсов права в начальной школе требует использования часов компонента образовательного учреждения или включения отдельных тем в предмет «Окружающий мир».

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Понятие «чувство времени» в психолого-педагогический литературе
Чувство времени – природосообразная эстетическая способность личности чувствовать, гармонизировать, синхронизировать виртуальный и реальный мир. Чувство времени как эстетическое качество личности развивается на протяжении всей жизни. Однако основы эстетических чувств закладываются в период дошкольного возрас ...

Федеральная программа развития образования в Российской Федерации на 2010 год. Поставленные задачи и цели
Переход от принципа образования "на всю жизнь" к принципу "через всю жизнь" является основной проблемой и задачей медицинского образования 21 века. Одна из ключевых задач это целенаправленное развитие системы дополнительного образования специалистов здравоохранения. Их максимальное удовле ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru