Функции контроля знаний

Страница 1

Одним из важных структурных элементов каждого урока в частности и всего процесса обучения в целом является проверка знаний и умений учащихся. Контроль за знаниями всегда находится в зоне пристального внимания учителя и свидетельствует о результатах обучения. Учитель, стремящийся к тому, чтобы ученики действительно поняли и запомнили тему, не станет излагать новый материал, пока не удостоверится в том, что все в классе действительно усвоили пройденное. Проверка знаний и умений нередко становится для учащихся источником сильных переживаний. Если ученик получает высокую оценку, то он ощущает гордость и удовлетворение от своей работы. Если же, наоборот, он получает оценку, не удовлетворившую его, он может потерять веру в свои силы, интерес к учебе.

Тем не менее, каждый учитель должен помнить, что контроль знаний – это необходимый, важный компонент процесса обучения. Именно он является средством корректировки и регулировки всего процесса, именно он может измерить результаты учебной работы.

У контроля знаний есть несколько основных функций:

Обучающая:

в процессе контроля происходят систематизация, углубление и закрепление материала;

благодаря контролю знаний могут быть выявлены недочеты и искажения в понимании учебного материала;

в процессе контроля знаний происходит активизация мыслительной деятельности учащихся: развиваются мышление, речь, внимание и память учеников.

Воспитательная:

контроль знаний позволяет каждому ученику увидеть, насколько он преуспел в учебе;

в процессе контроля знаний происходит воспитание чувства ответственности у учеников за свои усилия, дисциплины;

воспитательная функция контроля знаний отвечает за формирование честности, правдивости, взаимопомощи, настойчивости;

контроль знаний побуждает учеников выполнять все виды учебных заданий, воспитывает трудолюбие и привычку к систематизации знаний.

Эта функция особенно важна для учеников начальной школы, поскольку у них еще не в полной мере выработаны навыки учебного труда.

Ориентирующая, или диагностическая, когда контроль знаний:

показывает, насколько уровень знаний учащихся отвечает учебному стандарту;

раскрывает уровень сформированности навыков и умений у школьников, уровень результатов их воспитания и обучения;

информирует учителя о достижении цели обучения отдельными учениками и классом в целом;

позволяет установить пробелы в обучении и выявить область недостаточных знаний учащихся.

выявляет результаты учительского труда и недочеты в его работе;

помогает совершенствоваться педагогическому мастерству учителя.

Развивающая, нацеливающая на:

развитие логического мышления, что способствует распознаванию вопроса или задания, помогает определить, что является причиной, а что следствием;

умение рассуждать, распознавать, сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы;

возникновение у учащихся навыков и умений, которые необходимы для решения практических, графических и экспериментальных заданий.

Контролирующая, т.е. выявляющая

состояние знаний, умений и навыков учащихся, которые предусмотрены обучающей программой;

насколько уровень знаний учащихся соответствует данному этапу их обучения.

Давайте подробнее рассмотрим обучающую функцию контроля знаний. В первый раз учитель проверяет усвоение новых знаний сразу же после объяснения материала. Его внимание, прежде всего, обращено на то, как учащиеся поняли и усвоили главное, наиболее существенное в материале.

На данном этапе проверки учитель не только выясняет, насколько ученики поняли материал, но и учит их умению выделять в только что пройденном главное, т.е. производить так называемую "сортировку" материала. Учитель ставит вопросы, ученики отвечают на них, – так происходит выявление самого основного в разобранной теме.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Общая характеристика детей с ЗПР
эмоциональный психический изотерапия дошкольник В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребёнка. Причиной такого отставания могут быть слабовыраженные орга ...

Изучение шекспировских мотивов в поэзии М. Цветаевой на уроке литературы
Известно, что спровоцированная Цветаевой «невстреча» с Б. Пастернаком в Берлине (1923) дала всплеск рефлексии над женскими образами Офелии, Эвридики, Ариадны, Федры. Существенно и то, что М. Цветаева в этот период вынашивала замысел трилогии «Гнев Афродиты» и «обдумывала современные возможности трагедии как ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru